Минтранс отложил бронирование. Авиакомпаниям дали время на адаптацию к новым требованиям

Правительство отсрочит введение новых требований по хранению персональных данных в России при бронировании и покупке авиабилетов с 1 января 2020 года на 31 октября 2021 года. Государство пошло на уступки авиакомпаниям, у которых нет технической возможности в срок завершить реорганизацию работы с данными.

Сначала задача казалась в принципе неразрешимой, но в итоге крупные западные системы бронирования согласились обрабатывать информацию в России. Такие планы уже подтвердила работающая с «Аэрофлотом» Sabre, S7 ведет переговоры с Amadeus. По оценкам экспертов, затраты на трансфер данных и технологий могут достигнуть сотен миллионов долларов.

Замминистра транспорта Александр Юрчик, курирующий авиацию, на форуме «Транспортная неделя» 22 ноября заявил, что министерство готовит изменения в июльский проект постановления, обязывающий все компании, предоставляющие авиаперевозчикам услуги онлайн-бронирования и покупки авиабилетов, с 1 января 2020 года размещать персональные данные в хранилищах в России и обрабатывать их на местных серверах. После «консультаций с авиакомпаниями» срок исполнения требований отложен до 31 октября 2021 года.

Исходный документ вызвал напряжение на авиарынке — уже не первый год его ключевые участники и их партнеры среди систем бронирования в один голос говорили о фактической невозможности применять эти требования в отрасли. Профильных отечественных продуктов всего два: новая и малоизвестная Национальная система бронирования (НСБ), разработанная «Ростехом», аэропортом Внуково и ТАИС, и традиционная «Сирена-Трэвел», развитие которой началось еще во времена СССР. Мнения участников рынка и экспертов об адекватности этих систем задачам крупных авиакомпаний расходятся, но в любом случае сам по себе переход был бы дорогим и чреватым массой технологических рисков.

Западные системы бронирования до сих пор не высказывали готовности пойти навстречу клиентам и регуляторам и перевести хранение и обработку данных в Россию, скорее наоборот. Однако теперь ситуация изменилась.

Заместитель гендиректора «Аэрофлота» по информационным технологиям Кирилл Богданов заявил, что Sabre, с которой работает авиакомпания, перенесет данные и процессинг в РФ, причем за свои средства.

Согласно планам партнеров, в 2019 году в России будет зарегистрировано СП Sabre и некой российской компании, где последняя получит контроль. В «Аэрофлоте» не раскрыли название отечественного участника, подчеркнув лишь, что он не связан с авиакомпанией. В Sabre “Ъ” не ответили. Господин Богданов пообещал завершить перенос данных к январю 2022 года, но сделать это раньше технически невозможно, заверил топ-менеджер. Отказ от российских систем он объяснил тем, что они уступают в функционале, «не могут обеспечить потребности авиакомпании на глобальном уровне» и годятся только для перевозчиков «второго эшелона» (5–7 млн пассажиров в год).

Второй по величине российский перевозчик S7 в ноябре 2018 года перешел с принадлежащей SITA системы Horizon на Amadeus. Глава директората развития технологий S7 Руслан Верещагин говорит, что компании сейчас также ведут переговоры о переносе данных в Россию. «После решения Sabre у нас появился дополнительный аргумент»,— пояснил он. В S7 рассчитывают подписать меморандум с Amadeus в течение нескольких недель.

Точных данных о стоимости услуг иностранных сервисов для российских авиаперевозчиков в открытом доступе нет: стороны не раскрывают цены контрактов, ссылаясь на коммерческую тайну. По оценкам экспертов, трансфер данных и технологий может обойтись IT-компаниям в десятки, а то и сотни миллионов долларов. «В период активного альянсостроительства в начале 2000-х годов переход авиакомпании из альянса в альянс оценивался в $100–150 млн. С тех пор многое изменилось: технологии ушли вперед, потому и расходы на трансфер должны снизиться»,— отмечает глава Infomost Борис Рыбак. По его словам, для работы на глобальном рынке локальный сервис должен быть связан с сервисами других стран шлюзами и интерфейсами. Российские системы не могут этого обеспечить. Собеседник “Ъ”, связанный с разработкой НСБ, признает, что продукт «Ростеха» и ТАИС не в состоянии конкурировать с Sabre и Amadeus, но рассчитывает на «постепенную экспансию» после принятия новых требований.

Герман Костринский

Рисунок: Виктор Чумачев / Коммерсантъ

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Март 27, 2024 - 17:40

«Россия» (Группа Аэрофлот) приступит к выполнению прямых рейсов из Ставропольского края на популярный турецкий курорт с началом высокого сезона.

 

Март 26, 2024 - 18:39

«Россия» (Группа Аэрофлот) приступит к выполнению полетной программы из Москвы в Костанай с начала действия летнего расписания.

 

Март 21, 2024 - 20:26

Полетная программа «России» (Группа Аэрофлот) между Санкт-Петербургом и Мурманском расширяется. Авиакомпания с 31 марта будет выполнять три рейса в день, а с июня частота полетов составит до пяти раз в день.

 

Март 21, 2024 - 11:35

Уважаемые партнеры, рады сообщить Вам о продлении промо – тарифов авиакомпании Gulf Air (RT и OW) на период продаж до 10 апреля 2024 для полётов до 30 сентября 2024 года.