Под давлением участников авиарынка Минтранс отказался от идеи самостоятельно разработать и быстро утвердить критерии отбора авиакомпаний на новые международные маршруты. Теперь предполагается, что этим займется специально создаваемая межведомственная комиссия. Но процесс согласования может затянуться: пожелания перевозчиков к критериям противоречивы, а эксперты вообще считают схему нежизнеспособной. Минтранс частично отказался от разработанной им же новой схемы распределения между авиаперевозчиками международных маршрутов. Неделю назад министерство опубликовало проект приказа о порядке работы межведомственной комиссии по отбору авиакомпаний к выполнению международных воздушных перевозок. В приложении к документу приводился и конкретный перечень критериев, утверждаться документы должны были вместе (см. "Ъ" от 12 марта). Но теперь, рассказали "Ъ" в Минтрансе, пункт о порядке формирования комиссии включен в проект изменений к постановлению правительства N397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов". Документ находится на согласовании в Минюсте, Минтранс ожидает заключения по проекту только в мае. Критерии отбора авиакомпаний, говорят в министерстве, будет разрабатывать уже межведомственная комиссия после ее создания.
Исходная схема предполагала введение балльной системы. Среди критериев, за которые начислялись баллы, было, например, наличие сертификата безопасности полетов IOSA и современных отечественных самолетов (SSJ, Ан-148, Ту-204-214). Снимались баллы за аффилированность претендента действующему назначенному перевозчику на той или иной линии.
Но список и вес критериев вызвал резкую критику со стороны участников рынка. "Ъ" удалось ознакомиться с некоторыми из претензий. Так, гендиректор "Сибири" Владимир Объедков в письме в адрес Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) уверяет, что предложенная редакция критериев "кардинально отличается от того, что обсуждалось в рамках рабочей группы под руководством замминистра Валерия Окулова". Глава Infomost Борис Рыбак называет исходный проект "проаэрофлотовским с попыткой придать вид объективности".
Но "Аэрофлот" также оказался в числе недовольных, настаивая на отмене пункта об аффилированности (который уменьшал шансы дочерних структур государственной авиакомпании не допустить на ее рынки конкурентов, заняв позиции второго назначенного перевозчика). "Аффилированность перевозчику означает только его принадлежность на правах собственности другой авиакомпании, но ни в коем случае не лишает ее самостоятельности как юридического лица",— написал в Минтранс первый заместитель гендиректора "Аэрофлота" Андрей Калмыков. При этом "Сибирь" и "Трансаэро", наоборот, настаивают на ужесточении пункта об аффилированности. Последняя компания предлагает вообще отказывать дочерним авиакомпаниям назначенного перевозчика в заявках по тем же направлениям или снимать за это не пять, а двадцать пять баллов.
Вторым спорным критерием стал пункт о наличии отечественных самолетов. "Аэрофлот" требует усилить вес этого пункта, учитывая количество таких самолетов в парке. "ЮТэйр" же считает необходимым критерий исключить. Борис Рыбак также считает критерий бессмысленным.
В Минтрансе не стали комментировать критику авиакомпаний, подчеркнув, что опубликованные министерством критерии могут всего лишь "стать отправной точкой для обсуждения на межведомственной комиссии". Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий вообще считает идею критериев и балльной системы "нежизнеспособной". Борис Рыбак согласен с этим, называя наилучшим выходом заключение с Евросоюзом соглашения об открытом небе, то есть полную либерализацию авиасообщения.