Реальность наших дней - халяльные (то есть дозволенные по законам шариата) СПА-салоны и молельные комнаты прямо в аэропортах – свидетельствует о том, о чем аналитики твердят уже давно: в ближайшее десятилетие исламский мир устроит настоящий бум на туристическом рынке, и тот со всех ног бросился раскручивать новое направление. Нарастающий шквальными темпами поток туристов-мусульман, прежде всего из нефтеносных стран Ближнего Востока, говорит о том, что эта тенденция будет только набирать обороты. Сомнений быть не может: никогда раньше исламский мир не путешествовал с таким размахом. Расходы туристов исламского вероисповедания растут, обгоняя мировые темпы. На этом фоне аналитики обещают, что к 2020 году этот показатель достигнет 192 млрд. долларов в год. Для сравнения, в прошлом году объем расходов в этом сегменте составил 126 млрд. долларов. Исследование, которое мы цитируем, проводилось в 47 странах под руководством зарегистрированной в Сингапуре компании «Crescentrating», которая специализируется на халяльном туризме.
В работе также приняла участие компания «DinarStandard» (США), которая занимается мониторингом мусульманского мира и постоянно проводит исследования, посвященные образу жизни мусульман. Как говорит Исполнительный директор «Crescentrating» Фазаль Бахардин, туристы-мусульмане всегда ставили во главу угла Египет, Малайзию и Индонезию, иными словами страны, в которых их единоверцы представляют большинство. Однако сегодня самые разные отпускные направления, не имеющие прямого отношения к Исламу, «с самими серьезными намерениями» изучают перспективы, связанные с отдыхом таких туристов. Несколько слов о Малайзии. Направление номер один, по итогам исследования, привлекает мусульман даже в продолжающийся месяц воздержаний Рамадан. В перечне требований, предъявляемых ими к отдыху, на первом месте – постоянное наличие блюд халяльной кухни. С этими традициями стараются считаться сегодня и другие страны. К примеру, Тайланд и Австралия (особенно Золотой берег) вводят соответствующие поправки в систему обслуживания и инфраструктуру. На деле это означает открытие молельных комнат в аэропортах и гостиницах, появление халяльных ресторанов и даже СПА-центров, учитывающих традиции шариата.
По данным мартовского исследования «Economist Intelligence Unit» (ведущая аналитическая компания, являющаяся подразделением журнала «Economist»), желание удовлетворить запросы мусульманского туристического мира (а это 1.8 млрд. человек) разогрело многочисленные сегменты мировой экономики. «Начав от продуктов питания и построенной на принципах шариата финансовой системой, бизнес охватил фармацевтическую индустрию, моду и туризм. И это лишь малая толика»,- говорится в документе, авторы которого отмечают, что половина представителей мусульманского мира достигла, максимум, 24-летнего возраста и, в большинстве своем, отличается прекрасным образованием. «Голодными глазами» взирает на всплеск мусульманского туризма Таиланд. Сегодня здесь предлагают халяльные СПА-салоны гражданам исламских стран, со всей строгостью относящихся к раздельному обслуживанию мужчин и женщин. В рейтинге стран, не исповедующих ислам, составленном «Crescentrating», самым внимательным к туристам-мусульманам оказался аэропорт «Сувамабхуми» (Бангкок).
этом же документе самыми расточительными названы туристы, представляющие страны Персидского (Арабского) залива – Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. В прошлом году на долю этих государств пришлось 37% денежной массы, оставленной туристами-мусульманами во время отпуска. Заметим, что в мировой исламской популяции эта группа не превышает трех процентов.