Перспективы осенне-зимнего сезона в Москве выглядят вполне обнадеживающе. Но туроператоры опасаются новых ограничений со стороны городских властей.
По словам директора компании «Виадук-Тур» Ларисы Федоровой, брони есть и на школьные каникулы, и на «длинные» ноябрьские праздники. «Понятно, что этот поток не сравнить с допандемийным, но спрос есть. У нас берут не только готовые туры, но и отдельные экскурсии, чего в прошлом году не было. Активнее спрашивают также различные тематические программы, – заметила собеседница. – Есть интерес к новогодним праздникам. География спроса широкая, бронируют агентства из Казани, Самары, Челябинска».
В компании «Мос-Тур» называют ситуацию с приемом в Москве вполне благоприятной. «Мы настроены оптимистически, подготовили несколько новых программ, видим на них хороший спрос со стороны региональных агентств на осенние каникулы, и на ноябрьские праздники. Есть запросы на другие месяцы, глубина продаж нормальная», – сказала исполнительный директор туроператора Ольга Малиновская.
«Туристы довольно активны, – подтверждает директор компании «Магазин путешествий» Илья Кострикин.- У нас продажи на уровне среднестатистических показателей 2019 года. Ноябрьские праздники раскуплены почти наполовину, благодаря кэшбэку, новогодние тоже в работе».
«Радует, что цены в московских музеях остались прежние. Только Кремль сократил численность тургруппы с 20 до 10 человек, а стоимость оставил ту же, то есть фактически цена билета выросла вдвое», – заметила Лариса Федорова
Московские музеи в целом лояльны к туристам, но некоторые еще летом заняли довольно жесткую позицию, требуя для посещения QR-код или ПЦР-тест. В их числе музей космонавтики, музей-заповедник «Царицыно», музей-усадьба «Кусково». Для невакцинированных туристов это, соответственно, дополнительные траты. Для турфирм – дополнительная работа по предупреждению агентств и туристов, контролю документов и справок. Кроме того, как сказала директор компании «Четыре сезона путешествий» Алла Векшина, есть опасность, что с учетом роста заболеваемости московские власти могут сделать QR-коды обязательными для всех государственных музеев.
Равновесие на рынке приема в Москве, по словам собеседников, очень уязвимо. «Жестких заявлений об ограничениях пока нет, но очевидно, что туристы все отслеживают, и некоторый спад уже чувствуется», – заметил г-н Кострикин. С ним согласна Лариса Федорова: «Все живут в одном информационном пространстве, и как только появляются сообщения о росте инфицированных в Москве, мы сразу видим торможение спроса».
С другой стороны, полагают эксперты, многие туристы уже привыкли к ситуации. «Наша основная аудитория – любители путешествий, они не готовы от этого отказываться навсегда. Многие вакцинировались именно для того, чтобы свободно ездить», – говорит Илья Кострикин.
Ольга Малиновская полагает, что люди просто устали бояться. «Но и компания старается идти им навстречу. Мы сделали ставку на максимальную лояльность. Провели переговоры со всеми своими поставщиками, и если туристы внезапно заболели и не могут приехать, аннулируем туры без штрафов. В любом случае, сейчас уже нет такого страха, что все вдруг обрушится, как год назад. Даже если будут новые ограничения. Нас это, конечно, не радует, но уже не пугает», – сказала она.
Фото (с) ugorizont.ru