В развитие российского туризма, об огромном потенциале которого постоянно твердят власти, вливаются миллиардные инвестиции. Однако «корм» зачастую оказывается не «в коня». Из доклада Института актуальной экономики (ИАЭ) (имеется в распоряжении «МК»), в частности, следует, что эффективность исполнения обязательств по развитию Особой туристско-рекреационной зоны (ОЭЗ) «Курорты Северного Кавказа» составляет лишь 50%, а деньги потрачены подчистую. Да и сами ОЭЗ выбраны не в тех местах, где было экономически выгодно, а там, где было нужно местным властям. Среди других минусов внутреннего туризма - дороговизна авиаперелётов, дефицит мест размещения и туристической инфраструктуры, сокращение на 55% аэродром и площадок, препятствует авиасообщению с труднодоступными регионами.
Российские курорты бьют рекорды по популярности у туристов и уже могут составить серьезную конкуренцию европейским, заявляют власти. Звучит, неплохо. Однако, если обратиться к статистике, налицо отставание от туристических маршрутов Европы, судя по прибыли, лет эдак на 20. Вклад туризма в экономику США за 2017 год составил $506 млрд или 2,6% ВВП. $402,3 млрд за отчетный период принесла туротрасль китайской экономике, что составило 3,3% ВВП. Среди стран-лидеров, наибольший вклад в экономику дает туризм Италии — 5,5% ВВП или $106,8 млрд за 2017 год. А Россия за аналогичный период за счет туризма заработала только $19,5 млрд. Вклад отрасли в ВВП страны оценивается в 1,2%. Правда, в планах Ростуризма до 2026 года - увеличение доли в полтора раза. Но удастся ли?
По оценкам экспертов ИАЭ, существует несколько причин, тормозящих развитие туризма в России. Первую ступень антирейтинга занимают ОЭЗ, на создание которых государством были выделены миллиарды рублей. Согласно данным ИАЭ, сегодня эти туристско-рекреационные кластеры выглядят следующим образом. ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» получила 4,2 млрд. федеральных инвестиций, 440,4 млн. рублей из краевого бюджета, но привлекла только 853 млн. рублей частных инвестиций. «Летом 2018 года стоимость объектов, не обеспеченных финансированием, оценивалась в 3,3 млрд. рублей. Канализационно-очистные сооружения, рассчитанные на 12 тыс. человек в сутки и подземный водозабор за 153,3 млн. рублей невозможно эксплуатировать при ежедневном потоке в 300 – 700 человек. Тепловые сети не подключены к источнику тепла», — следует из доклада.
«Ворота Байкала» стали первой туристической ОЭЗ в России. С момента её учреждения прошло 8 лет, но в Большом Голоустном, одной из двух площадок зоны, не появилось ровным счетом ничего. «Место было признано непригодным для развития туризма, хотя в площадку было вложено 108 млн. рублей, — отмечают специалисты Института актуальной экономики. — К 2016 году было создано 30 рабочих мест вместо запланированных 3,15 тыс.». Территорию ОЭЗ «Байкальская гавань» оккупировали бездействующие фиктивные предприятия. А эффективность выполнения инвестпрограммы «Курорты Северного Кавказа», включающей в себя 6 Особых зон, Счётная палата оценивает на уровне 50% при полном освоении средств.
Может быть, эксперты ИАЭ сгущают краски? Особые экономические зоны развиваются неравномерно, но все-таки активно, считает профессор РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь. «Освоение денежных средств связано с первоначальным качеством инфраструктуры туризма, например, дорог, и её развития, а также со строительством рекреационных зон, на которые нужны большие средства. Территории, которые изначально были освоены, получили приток путешественников», — считает она.
«ОЭЗ создаются в тех местах, которые приглянулись властям, а не в тех, которые интересны туристам. Они служат пристанищем для сомнительных предприятий, не ведущих деятельности», — в свою очередь, делают выводы специалисты ИАЭ.
Необходимо усилить мониторинг за исполнением инвестконтрактов резидентов ОЭЗ, считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Для развития туриндустрии, по его словам, также необходимо отменить НДС на все внутренние авиарейсы без ограничения срока действия. «Отмена НДС приведёт к недополучению бюджетом до 60 млрд. рублей, зато позволит увеличить пассажиропоток более, чем на 250 млн. человек в течение последующих 12 лет», подчеркнул он. Эксперт убежден, что, в частности, эта мера в 5-летней перспективе должна увеличить производство добавленной стоимости до 4 трлн. рублей и обеспечить людей возможностью доступного и качественного отдыха.
Фото pixabay.com