Новая программа развития туризма и отдыха в Москве на 2012-2016 годы может быть принята в конце августа – сентябре с.г. Как сообщил председатель столичного комитета по туризму Сергей Шпилько, документ уже прошел согласование основных профильных ведомств. Программу условно можно разделить на две части. Первая посвящена развитию индустрии отдыха москвичей. Столичные власти ожидают, что к 2016 году за счет существенной модернизации этого сектора городские парки культуры и отдыха и музеи-заповедники будут ежегодно посещать более 30 тыс. человек (сейчас в два раза меньше). Второй блок касается развития въездного туризма. Уже через пять лет планируется увеличить поток иностранных туристов почти на 60%. Сейчас в Москву с туристическими целями приезжает чуть более 4 млн. человек, к 2016 году этот показатель должен вырасти до 6,8 млн. человек. Параллельно многое изменится и в самом мегаполисе.
В рейтинге мировых туристических центров Euromonitor International российская столица находится на 19 месте. Для сравнения: Лондон ежегодно посещают 15 млн. туристов, Париж – 8,7 млн. За основу московской статистики берутся данные пограничной службы трех крупнейших столичных аэропортов. Однако почти половина гостей – граждане СНГ, многие из которых прибывают не с туристическими целями.
Активная фаза нового проекта по повышению туристической привлекательности Москвы будет развернута в ближайшие год-два. В этот период власти намерены завершить работу над формированием «джентльменского набора» туруслуг. В столице должны быть созданы условия пребывания иностранных туристов, к которым они привыкли в других популярных туристических центрах. Сергей Шпилько пояснил, что в этом году будет продолжена программа по оснащению Москвы информационными указателями в латинской транскрипции. Кроме того, возможно, до конца года удастся завершить процесс создания парковок для туристических автобусов и остановок для высадки-посадки туристов. В этом же перечне открытие call-центра для туристов, основная функция которого – предоставление туристам информации об исторических местах столицы, адресах пунктов обмена валюты, времени работы кафе и ресторанов и так далее. В следующем году планируется запуск единого туристического интернет-портала с интерактивными картами, афишей культурных событий, а владельцы iPad и iPhone получат возможность пользоваться персональным путеводителем по городу.
Как следует из программы, сегодня одним из факторов, влияющим на конкурентоспособность индустрии гостеприимства Москвы, является слабая обеспеченность дешевыми двух-трехзвездными гостиницами. Для решения этой проблемы планируется под бюджетные гостиницы переделывать общежития. Общее же число номеров в «коллективных средствах размещения» будет увеличено с 39,9 тыс. до 44,4 тыс. Кроме того, для отельеров могут быть введены налоговые преференции.
Еще одним важным элементом раскрутки российской столицы Сергей Шпилько назвал работу с представителями турбизнеса по созданию и продвижению московского турпродукта. «За рубежом Москву как объект туристического интереса знают плохо. Но и россияне, оказывается, крайне редко ездят в столицу в составе туристических групп. Нужны новые программы и уникальные события, которые способны стать дополнительным поводом для посещения Москвы. Эти продукты должны быть четко сегментированы по категориям потребителей и не уступать зарубежным аналогам, которые сегодня предлагают крупнейшие мегаполисы», – говорит председатель столичного комитета по туризму. Одновременно, по словам г-на Шпилько, активизирована работа в области рекламы туристических возможностей столицы, на эти цели планируется потратить более 35 млн. рублей. Кроме того, в течение двух лет предлагается принять отдельный городской закон «О туризме и туристской деятельности» с учетом всех специфических особенностей города.
Это реальная программа. Нет завышенных показателей, которые невозможно было бы выполнить. При этом не надо ждать, что ее реализация решит все проблемы», – считает вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. По его мнению, программа в первую очередь, должна способствовать созданию конкурентного турпродукта. «Понятно, что фестивали, выставки или концерты проходят во многих странах. Москва имеет все возможности представить свой уникальный бренд, который был бы интересен во всем мире», – отметил г-н Барзыкин, подчеркнув, что для этого потребуется координация деятельности всех, начиная от чиновников, турбизнеса и заканчивая полицейскими на улицах Москвы. При этом собеседник RATA-news обратил внимание на то, что в программе недостаточно внимания уделено развитию частно-государственного партнерства. По мнению г-на Барзыкина, только при плотном взаимодействии власти и бизнеса в отрасли создается необходимый мультипликативный эффект.