Москва заняла 19 позицию в рейтинге самых популярных иностранных дестинаций у туристов поколения Z и оказалась третьим самым привлекательным городом за пределами Восточной Азии, уступив лишь Дубаю и Парижу. Владивосток в этом рейтинге обогнал Лондон и Барселону. В ТОР-50 также вошел Санкт-Петербург. Только две неазиатские страны – Россия и Италия – представлены в списке тремя городами.
Расскажем, какие еще тренды посткоронавирусного туризма в Китае отметила исследовательская группа крупнейшего в Китае онлайн агентства индивидуальных путешествий Mafengwo, опубликовавшая на днях «Отчет об изменении потребительских привычек туристов поколения Z».
#СтатистикаРейтинги
Поколение Z, появившиеся на свет в конце 90-х – начале нулевых годов, сегодня составляет 19% населения КНР. Конечно, пока лишь малая часть этой огромной армии потребителей располагает собственными средствами для путешествий и имеет возможность принимать самостоятельные решения. Но потребительский потенциал этой возрастной категории трудно переоценить. В молодом возрасте зарождаются мечты, которые многие реализуют, уже повзрослев. Поэтому интерес молодежной аудитории поколения Z к той или иной дестинации, пусть пока виртуальный, через несколько лет вполне может перерасти в значительный туристский спрос.
ЧАСТОТА ПОЕЗДОК
Среди тех, кто уже достиг совершеннолетия, почти половина планирует путешествовать 2-3 раза в год, 22% из опрошенных платформой Mafengwo считает для себя нормой поездки один раз в год, каждый пятый планирует ездить реже раза в год. Каждый девятый может себе позволить ездить более четырех раз в год. В каждом случае имеются в виду поездки как внутри страны, так и за ее пределами.
БЮДЖЕТЫ
Коронавирусная пандемия никак не повлияла на предполагаемый бюджет поездок у 47% путешественников, а 17% даже выразили готовность повысить свои расходы на путешествия.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Если до пандемии основной особенностью молодого поколения была спонтанность в принятии решений – лишь 15% туристов строили планы на поездку за полгода или более того. В поствирусную же эпоху доля обстоятельных путешественников возросла до 44%.
ЗА ГРАНИЦУ – НЕ БОЛЕЕ ВОСЬМИ ПРОЦЕНТОВ
В то же время 20% из тех, кто путешествовал в предыдущие годы, в нынешней ситуации пока отказались от планов куда либо ехать. Среди тех, кто все же решится на поездку, 38% готовы путешествовать лишь по родным округам, поездки по Китаю, в том числе и дальние, планируют еще почти столько же – 34%. Учитывая международную ситуацию, молодежь в целом реалистично оценивает возможность заграничных поездок, о них практически не говорят. Лишь 8% молодых туристов выразили готовность отправиться в поездку сразу после снятия ограничений, в том числе, возможно, за рубеж.
ПРОЖИВАНИЕ и ПИТАНИЕ
Пандемия значительно повлияла и на приоритеты молодых путешественников: если раньше при выборе гостиницы главным критерием было расположение, то сейчас повысились требования к безопасности и гигиене.
С 86% до 35% упала доля тех, кто отважно готов пробовать экзотические блюда местной кухни. Предпочтение будет отдано узнаваемым сетям общественного питания, про которые известно, что в них соблюдаются стандарты обслуживания и качества продуктов (рост с 43 % до 74 %). Доля тех, кто выберет рестораны мишленовского уровня, осталась практически неизменной.
ФОТОГЕОЛОКАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
При выборе тура молодежь ориентируется на модные веяния в социальных медиа, основанные на опыте как представителей своего круга, так и популярных лидеров мнений. Популярны локации, связанные с высказываниями современной массовой культуры.
Американский сериал «Игра престолов», японский фантазийный аниме «Твое имя», тайваньская школьная мелодрама «Секрет, Об этом нельзя говорить» и некоторые местные китайские медиа-заявки формируют карту поездок молодых путешественников. 87% из них признались в том, что заранее составляют список локаций для фото-чекина.
Нередко списки мест, где необходимо зачекиниться, сильно отличаются от рекомендаций традиционных путеводителей. Это и модные кафе, и Макдональдсы, оказавшиеся в неожиданном месте, или постройки и ландшафты, попавшие в кадры популярного фильма.
Однажды мы уже подробно писали о рейтингах популярности мест для чекинов у молодых китайцев.
Так, в списке двенадцати обязательных мест для посещения во время тура по трем известным городам России только два пункта – всемирно признанные памятники архитектуры, а вот заведений общественного питания целых семь.
ЗАТЕРЯННЫЕ В РОССИИ
Мощная смена поколений и сдвиг культурных пластов, которые мы наблюдем в последние годы, не пощадили самые известные иконы советского стиля. На площадке комплекса ВДНХ и на Поклонной горе нелегальные китайские гиды рассказывают своим сверстникам о том, как Россия остановилась в своем развитии десятки лет назад и обратила свои устремления в прошлое.
Московское метро больше не парк культуры сталинского периода, китайскую молодежь это не вштыривает. Новые китайские туристы, спускаясь по эскалатору, ищут декорации ставшей популярной в Китае видеоигры «Метро 2033» по сюжету одноименного романа Дмитрия Глуховского о постапокалиптической жизни в полуразрушенной московской подземке.
В конце января этого года китайская коллекция кино-травелогов начатого в 2012 году комедийного формата «Затерянные в...» пополнилась сентиментальной комедией «Затерянные в России». Бóльшая часть действия фильма разворачивается в поезде из Пекина в Москву и также обыгрывает смену поколений и расставания с прошлым. Из за вируса теперь уже трудно сказать, в какой степени мог бы повлиять этот фильм на интерес к путешествиям по России.
ДНИ ОЖИДАНИЯ, СНЫ И ЖЕЛАНИЯ
Несмотря на отсутствие возможности отправиться путешествовать за границу прямо сейчас, китайские туристы активно изучают варианты будущих поездок. Собственно, именно на количестве запросов на платформе Mafengwo и построен приведенный нами рейтинг ТОР-50 самых популярных иностранных дестинаций. Пока это лишь интерес и предварительные желания.
В рейтинге видим сразу три российских города – Москва на 19-м месте, Владивосток – на 24-м, и замыкает список Санкт-Петербург на 50-м месте. С точки зрения абсолютных позиций достижения, казалось бы, не впечатляют. Однако нужно помнить, что список охватывает все привычные для Китая восточноазиатские дестинации. Две трети списка это Япония, Таиланд, Корея, Вьетнам – традиционные направления близких, недорогих и коротких поездок, всегда популярные у китайских туристов всякого возраста. Поэтому не стоит удивляться, что отдельные курортные деревни этих стран неизменно популярнее любых мировых туристских центров.
ЛУЧШИЕ СРЕДИ ДАЛЕКИХ
Если же в рейтинге ТОР-50 выделить 19 направлений за пределами Восточной Азии, то в этом списке позиции российских городов уже более чем завидные. Москва оказалась на третьем месте, пропустив вперед только Дубай и Париж. Владивосток оказался даже привлекательнее, чем Лондон и Барселона. Таким образом, только две неазиатские страны – Россия и Италия – представлены в списке тремя городами.
С чем связан такой, пока виртуальный, но, прямо скажем, неожиданный успех Москвы нынешним летом? С фильмом «Затерянные в России»? С видеоигрой «Метро 2033»? С недавно начавшимся продвижением Москвы в социальных сетях? Попытаемся разобраться в ближайшее время. А пока порадуемся за Москву, и будем надеется, что мечты о поездках молодых китайских туристов в скором времени смогут реализоваться.