История с уведомительным повышением стоимости мест в блоках, инициированная авиакомпанией «Россия», продолжается.
Ситуация в Санкт-Петербурге не могла оставить равнодушным профессиональное сообщество. Дело даже не в том, что у кого-то из участников рынка возникли убытки, а в самом прецеденте. Получается, что теперь любая авиакомпания, имеющая договорные отношения с туроператорами, в одностороннем порядке может повышать цены, без существенного на то объяснения. И будет права. Ведь так составлен договор. На это указала Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР: «Сейчас мы тщательно изучаем вопрос, чтобы найти слабые места и попытаться привлечь ФАС, чтобы антимонопольное ведомство проверило обоснованность столь серьезного повышения цены». Между тем стоимость топлива, скорее всего, просто отговорка. Ведь другие авиакомпании не изменили условия своего сотрудничества с туроператорами. В частности, представитель «Трансаэро» ответил, что «решение о повышении цен на перевозку для партнеров – туроператоров в «Трансаэро» не принималось».
Как пояснили в авиакомпании, у них имеются прямые долгосрочные контракты с ведущими производителями и поставщиками авиатоплива. А вот что ответил Александр Байбородин, руководитель претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата»: «Гражданское законодательство РФ допускает изменение цены в порядке, установленном договором. При этом в договоре могут быть прописаны или, напротив, могут быть не указаны обстоятельства, при которых цена увеличится, и зависимость увеличения цены от этих обстоятельств». Юрист объяснил, что если с авиакомпанией заключен агентский договор (а это наиболее распространенный вариант), то турфирма вправе уведомить авиакомпанию о том, что она просто не сможет продавать билеты по изменившейся цене и потребовать снизить квоту мест на рейсе.
При сотрудничестве по агентской модели остается под вопросом законность самого условия о том, что турфирма обязана во что бы то ни стало продать и оплатить весь свой блок мест – вне зависимости от спроса, не говоря уже о резко увеличившейся цене. Г-н Байбородин сказал, что в нескольких судебных спорах, связанных с предъявлением поставщиков услуг к турфирмам требований оплатить «жесткие блоки», удавалось добиться отказа в удовлетворении таких требований. «Если дело дойдет до суда, многое будет зависеть от вида договора и от того, как его квалифицирует суд – как договор агентирования, как договор поставки или как договор фрахтования воздушного судна», – подытожил г-н Байбородин. Есть ли шанс, чтобы делом заинтересовалась ФАС? Екатерина Зубова, представитель антимонопольного ведомства, ответила, что для этого необходимо письменное обращение либо «общественный резонанс». Что мы и пытаемся создать.