Можно ли регулировать агентские скидки для туристов?

Скидки стали притчей во языцех для руководителей и менеджеров турфирм. Часть коллег предлагают туристам скидки, сумма которых превышает комиссию ТА и фактически съедает прибыль агентства. Сложившаяся ситуация, приводит тому, что продажа туров выливается в марафон скидок, который подрывает экономику отрасли. Часть туристов занимается шантажом, с порога спрашивая: - А какую скидку Вы нам дадите? Менеджеры фирм часто тратят время, на консультирование туристов, помогая выбрать тур, размещение и экскурсионную программу, а потом туристы говорят: " Спасибо"!, и идут покупать тур в агентство напротив, которое дает скидку 20%. В фирмах создается нервозная обстановка,а у нормально работающих ТА - падает прибыль. Гонка скидок подрывает престиж отрасли, развращает клиентов, создает благоприятную среду для мошенников.

Служба «Питер-Т» провела опрос на тему «Можно ли регулировать агентские скидки для туристов?» среди некоторых петербургских туроператоров и турагентов. Признавая ситуацию нетерпимой, руководители турфирм видят разные пути в борьбе со злом. Одни предлагают законодательно запретить скидки на предоплаченные услуги с отложенным началом исполнения, как представляющие потенциальную опасность для потребителя, другие – просят туроператоров найти рычаги управления своими агентствами, дабы исключить появления необоснованно больших скидок, или отказаться работать с субагентами и т.д.

Разумеется, никто не отрицает право скидки на существование, но одно дело, когда скидка не превышает размер агентского вознаграждения турфирмы, а другое – когда ТА продавец  идет на заведомый обман клиента, предлагая неадекватные скидки при продаже чужого продукта.Многие респонденты уверены, что нереальные скидки – это довольно распространенный сегодня маркетинговый ход, и не только в туризме, рассчитанный на «ловлю» клиентов. Клиенту предлагается минимальная цена, но при обсуждении тура, и дополнении его обычными составляющими, она вырастает до своих нормальных размеров. Иногда получается, что турист платит больше, чем он заплатил, если бы обратился в агентство, которое не рекламирует себя как дискаунтер. По общему мнению, вина за сложившееся положение лежит, как на туроператорах, так и на турагентах.

Часть специалистов оценивают такую политику турагентств, как способ выживания на рынке, где существует острая конкуренция или даже как признак агонии перед неизбежным разорением. Другие эксперты считают, что  все не так трагично, а ситуация со скидками свидетельствует только о том, что российский туристический  рынок переживает очередную стадию перемен.

По мнению Галины Мазур директора фирмы  «Азимут», большие скидки – это уловка, крючок для непросвещенных потребителей. Принципиально подобное предложение скидок не может исходить от агента, только от туроператора! На туристском рынке работа должна вестись корректно! Это значит, что каждый должен заниматься своим делом. Есть этика бизнеса: фабрика продает свою продукцию через магазин! А у нас в последнее время туроператоры, которые всегда реализовывали свои туры через уполномоченные агентства, начали размещать на своих сайтах объявления по продаже туров частным лицам с 10% скидкой.  Это неправильно!<Свое видение ситуации приводит генеральный директор ЦМСиТ "Открытый мир" Нелли  Ягудина: «Мы считаем, что скидки на предоплаченные  услуги с отложенным началом исполнения, не несут никакой потенциальной опасности для потребителя. А по поводу скидок, которые делают агентства, можем сказать, что это вынужденная мера, для привлечения клиентов. Если бы можно было создать условия, чтобы все (и операторы и агенты) продавали туры по одной цене, было бы идеально. Это полностью исключило бы возможность "шантажа"  и "отжимания скидок" со стороны туристов».Светлана Федотенкова, «Фаворит»: «Нужно категорически запретить туроператорам давать скидки для прямых клиентов. Пример: «Водоход Москва», дает прямым клиентам скидку - 10 %, а агентам - 8 %. Что нам делать? Клиент уходит. Мы за то, чтобы запретить давать агентам скидки от тура и поставить это на контроль туроператора. Скидки - это путь в никуда».

Среди высказанных нам суждений было и такое: «туроператор должен знать, кто и как продает его продукт, и как это влияет на рынок. Неразбериха с агентствами приводит к безответственности».

Директор отдела выездного туризма «Фремад Раша» Екатерина Кудрявцева: «Размер агентской комиссии должен быть фиксирован в диапазоне 10-12% от пакета. Агент может самостоятельно оперировать скидкой клиенту в рамках своей фиксированной стандартной комиссии (существуют разные программы лояльности, которые он должен поддерживать). 
Законодательно закреплять размер скидки клиенту не представляется разумным. А вот до потребителя надо постоянно доводить идеологические разъяснения, что скидка, которую он может получить, априори - в пределах 10% от тура. Разумеется, если кто-то из агентов не хочет работать "бесплатно" и готов отдать всю свою комиссию клиенту».
Некоторые респонденты, в основном пожелавшие остаться не названными, высказывали радикальные предложения по борьбе со скидочной вакханалией, прежде всего путем  законодательного регулирования скидок.

Например, запретить ТО самостоятельно продавать туры в розницу. В случае принятия поправки о продаже туров ТА только от имени и по поручению ТО, законодательно установить правило, что все СПО и скидки могут предоставляться туристам, строго с ведома ТО. --  В-третьих,  поручить контроль за предоставлением скидок региональным туристским властям, которые совместно с ТО и ТА могут создать  с привлечением представителей МВД, ФАС и Роспотребнадзора   комиссии регулированию скидок – юридическим основанием для их деятельности может стать контроль за предоставление предоплаченных  услуг с отложенным началом исполнения, несущих потенциальной опасности для потребителя. Как следствие - утверждение в законодательном порядке шкалы штрафов за предоставление скидок на том же основании «введение в заблуждение при предоставлении предоплаченных  услуг  с отложенным началом исполнения». Антискидочные комиссии могли бы выходить с ходатайством МВД, ФАС и Роспотребнадзор о наказании юрлиц, предоставляющих «неадекватные» скидки.

А что же СРО? Может в них ключ к спасению?» – робко спрашивали некоторые респонденты. Как известно, законопроект об обязательном введении механизма саморегулируемых организаций (СРО) для турагентств предназначен для рассмотрения в Государственной Думе РФ, как возможная альтернатива самому спорному пункту поправок, обсуждаемых в первом чтении, – принципу «ТА от имени и по поручению ТО».Законопроектом предусматривается деятельность агентств исключительно в рамках СРО, как, впрочем, и туроператоров - «перекупщиков», продающих чужой турпродукт. Таким образом, вопрос о компаниях-«прокладках» снимается. Интересно, что реакция на законопроект самих турагентств однозначно отрицательная, ибо они уверены, что данная инициатива вызвана или желанием создать «хлебные» места нужным людям, или лоббированием крупных ТО отказа от ответственности, вызванной поправкой «ТА от имени и по поручению ТО». Подвергается жесткой критике намерение обязать агентства платить в консолидированные фонды СРО в размере не менее 1 млн. рублей с каждого члена. Насколько велики шансы прохождения «петербургского» законопроекта – неизвестно. По мнению экспертов, СРО смогут решить проблему агентств лет через 20! Есть предложения вместо СРО законодательно предусмотреть создание региональных органов самоуправления ТО и ТА (условно «конклава» ТО и «веча» ТА), установив   одну из их функций – регулирование и контроль над предоставлением скидок.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Ноябрь 5, 2024 - 17:22

Федеральная сеть DDX Fitness заключила соглашение с управляющей компанией Becar FM на обслуживание инженерных систем своего флагманского фитнес-клуба в Санкт-Петербурге.

 

Октябрь 15, 2024 - 12:40

На II Международном конгрессе туроператоров, который проходил в Минске, заявили, что в России растет черный рынок туроператоров: как стало известно корреспонденту «Известий», он превышает официальный приблизительно в три раза.

 

Сентябрь 24, 2024 - 04:09

Цифровая экосистема МТС и  МТС Travel, проанализировали летние бронирования туристического жилья для командировок в Петербурге.

 

Июль 11, 2024 - 15:06

Эксперты компании лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, проанализировали спрос на отели за рубежом среди бизнес-туристов в первой половине 2024 года и выяснили, как изменилась география зарубежных командировок, какие индустрии путешествовали больше других, какие отели были популярны.