Правда, футбол потребовал переноса этого события с привычных Кузнечного переулка и его окрестностей на остров Новая Голландия. В этой перемене оказались свои плюсы и минусы.
В этом году исполнилось 150 лет со времени создания Достоевским романа «Идиот», поэтому в программу праздника были включены сразу две сценические версии романа. Артисты петербургских театров показали «спектакль-бродилку» в стиле площадного кабаре, перемещаясь вместе со зрителями по Новой Голландии. Московский театр «Эскизы в пространстве» показал серьезную драматическую постановку на главной сцене острова.
По первоначальному сценарию, «бродилка» должна была завершать праздник ближе к белой ночи, которая тоже является персонажем произведений Достоевского. Получилось иначе, и не будем обвинять футбол.
Организаторы праздника решили начать его не как обычно в полдень, а в три часа дня. Опасения, что народ не проснется, напрасны: петербуржцы любят праздники, в Новой Голландии они были поддержаны большим количеством туристов. Видел, правда, ближе к вечеру нескольких интеллигентного вида бразильских болельщиков. Для них Достоевский - явно не пустой звук.
Еще слышал телефонный разговор российской туристки: «Я звоню из Новой Голландии. Да не из Голландии, а из Петербурга. Здесь празднуют день рождения Достоевского. Ой, мне подсказывают, что он родился в ноябре. Какая я необразованная».
Перенос праздника в Новую Голландию дал ей новую аудиторию, а чем больше случайной публики его увидели, тем лучше. В Кузнечном переулке таких меньше. Там сложившаяся с годами публика.
Это из плюсов. Еще одним стало выступление театра КУКФО - тех же трех гигантских кукол-старух: пушкинской Пиковой дамы, процентщицы из «Преступления и наказания» и персонажа Даниила Хармса. Они причалили к острову в мотоботе «Сиреневый», ловко выгрузились и задали бодрый тон празднику.
Отдадим должное и московским артистам, спектакль которых поставили впритык к футбольной трансляции. На нее заранее собирались спортивные фаны, ничего не знавшие про спектакль. Но «Эскизы в пространстве» мужественно и профессионально держали аудиторию. Здесь вспомнились те дневные три часа, когда можно было спокойно показать спектакль. Тем более интересный, что в роли князя Мышкина выступила актриса - Ксения Орлова.
«Бродилка» же петербуржцев не удалась по двум причинам. Формат с перемещением и игрой без сцены предполагает, что зрителей - несколько десятков. А несколько сотен загораживают друг другу артистов. Кроме того, кабаре в отличие от мюзиклов на прошлых фестивалях все-таки не для романов Достоевского. Здесь «чуть» решает все. Один пенопластовый топор Раскольникова уместен, десяток, да еще красного цвета, - пошлость.
Точным попаданием в смыслы романа оказался в «бродилке» только знаменитый монолог Мышкина «Говорить с человеком и не быть счастливым...», произнесенный актером с верхней палубы новоголландского «Фрегата».
В будущем году праздник отметит десятилетие. Представляется, что оптимальным местом его проведения является связка Владимирская площадь - Пионерская площадь. Начало праздника у памятника Достоевскому, потом шествие и спектакль на просторной площадке перед ТЮЗом. Хотя у последней точки, бывшего Семеновского плаца, где состоялась гражданская казнь Достоевского, много противников.
Фото Дмитрия Соколова