«Фрида — это ленточка, обернутая вокруг бомбы», — так основоположник сюрреализма Андре Бретон описал искусство и жизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало. Ее картины — гремучая смесь мексиканских народных мотивов и наивного искусства в духе французских модернистов, а в их основе — история боли и любви, страсти и непонимания, которые сопровождали Фриду всю ее жизнь. Из этого сплава появился образ, который прошел через весь XX век и стал вызовом устоям западного общества.
С 20 марта по 19 мая 2019 года культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) представляют в Санкт-Петербурге масштабный выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний», который показывает шедевры, созданные Фридой Кало и Диего Риверой, и рассказывает историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века.
В течение двух месяцев в самом центре Санкт-Петербурга зрители смогут увидеть уникальную по своему составу ретроспективу двух художников — более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составят работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США). Дополняют экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.
Их знакомство состоялось, благодаря живописи, когда, восстановив силы после аварии, Фрида привезла на оценку маститому живописцу Ривере свои первые работы. «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», — так позже скажет Ривера о работах юной Кало. Их отношения будут переполнять эмоции и страсть, все это найдет отражение в ее творчестве. «Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность», — описывает свое
творчество Фрида. Ее работы — это пропуск в сюрреалистичный мир, который сначала очаровывает яркими красками, а затем раскрывает глубину чувств художницы, боль от бесконечных операций, которые ей пришлось перенести, и страсть, которая наполняла ее жизнь. В экспозицию войдут как ранние работы Фриды, опирающиеся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, так и произведения периода расцвета ее таланта. Ключевыми работами Фриды являются ее автопортреты. Зрители могут увидеть одну из самых известных работ Кало – «Сломанная колонна» (1944), своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, художественным символом силы женщины. «Автопортрет с обезьянкой», все образы которого складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан. Она стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка — «Больница Генри Форда» (1932), которая может показаться шокирующе интимной даже современному зрителю.
«Исторически сложилось, что Риверу в России знают лучше, чем Фриду. В советские годы сквозь призму соцреализма Диего Ривера воспринимался как идеологически близкий художник международного масштаба; его супруга Фрида Кало — как безграмотный, да еще и попавший под пагубное влияние сюрреализма, дилетант. Сегодня, вне зависимости от личных пристрастий в искусстве, мы не можем не ощущать, как изменилось восприятие этих двух ярких мастеров! Кажется, что Ривера как художник полностью принадлежит XX веку, искусство которого нельзя полноценно представить без его эпической живописи. Напротив, невероятно личностное искусство Фриды Кало словно не имеет прописки во времени и пространстве и принадлежит всему человечеству в его настоящем и будущем» - В.С. Воронченко, Председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен».
Произведения Фриды и Диего встречаются в центральной части экспозиции — это будет перекличка полотен двух художников и соединение двух уникальных личностей в одну историю соперничества в искусстве, любви-борьбы, которая на долгие годы стала главной темой творчества Фриды Кало: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Если автокатастрофа была роковой случайностью, то из-за противоречивости натуры, в которой сила и независимость сочетались с одержимостью и жертвенностью, сложные отношения с Диего Риверой были неизбежными.
На выставке можно будет проследить все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Так от глубоко личных работ Фриды зритель переходит к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. Выставка сопровождается иллюстрированным каталогом со статьями Катарины Лопаткиной, Хельги Пригниц-Пода и Рафаэля Коронеля Риверы.
Зрителей познакомят с фото- и видеодокументами из музейных и частных собраний, фотографиями из семейного архива, снятыми отцом Фриды фотографом Гильермо Кало, а также работами Жизель Фройд, которая в течение двух лет снимала повседневную жизнь Фриды, работами выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, который с 30-е по 40-е годы был другом, доверенным лицом и возлюбленным Фриды.
Посетители могут познакомиться с уникальной перепиской Фриды и Диего из собрания Анн-Мари Спрингер, коллекционера любовных писем из Швейцарии. Документы раскроют противоречивые, страстные отношения художников. На выставке также представят свидетельство о заключении второго брака – в конце 1939 года Фрида и Диего развелись после многочисленных скандалов, однако уже спустя год снова сочетались узами брака.
Этой весной в Санкт-Петербурге будет воссоздана удивительная противоречивая вселенная одной из самых влиятельных артистических пар двадцатого века — Фриды
Кало и Диего Риверы, где яркая мексиканская культура переплетается с эпатажной модой, а революционные манифесты соседствуют со страстной любовью.
На входе посетителей встречает авторская инсталляция в форме руки от дизайнеров компании «Айра». Графика и цветовая гамма арт-объекта – это отражение эмоций и экспрессивной манеры написания полотен художницы Фриды Кало. Открытая в сторону гостей ладонь инсталляции «Рука художника» олицетворяет доброжелательность и прямодушие с одной стороны, полную обнаженность чувств художницы перед посетителями – с другой.
Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге при поддержке ПАО «Газпром».
Культурно-исторический фонд «Связь времен» – некоммерческая организация, которая осуществляет проекты, посвященные возвращению в Россию утраченных культурных и исторических ценностей, участвует в реализации культурных программ.
Музей Фаберже продолжает свою серию выставок наиболее известных и влиятельных художников XX века, в рамках которой уже состоялись показы работ Сальвадора Дали, Амедео Модильяни, Хаима Сутина и др.
Цитаты с торжественной церемонии открытия 19 марта:
Владимир Сергеевич Воронченко, Председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен», директор Музея Фаберже в Санкт-Петербурге: «Объединенная выставка Фриды Кало и Диего Риверы проводится впервые в мире. Мы соединили два великих имени, два любящих имени. Мы хотим показать нашим зрителям историю страсти, творчества и непростых отношений, разводов и браков. Но это все равно была длинная история потрясающей любви, на которую до сих пор с огромным интересом обращают внимание».
«Фрида – это икона стиля, творчества и мужества. Наверное, каждая женщина хочет увидеть во Фриде часть самой себя».
Норма Пенсадо Морено, чрезвычайный и полномочный Посол Мексиканских Соединённых Штатов в России: «Впервые в истории будут показаны вместе работы Фриды Кало и Диего Риверы – двух художников, которые являются иконами мексиканского искусства. Каждый из них имеет свою ценность, но невозможно объяснить их творчество, не упоминая ту связь, которая была между ними".
Карлос Филлипс Ольмедо, директор Музея Долорес Ольмедо: «Связь Фриды и Диего была крепка на протяжении многих лет. Но, несмотря на это каждый сохранил свой уникальный, неповторимый стиль»
«Для нас очень важно, что в этот раз Фрида и Диего представлены вместе, потому что вы сможете увидеть не только подробности их супружеской жизни, но также наблюдать за тем, как они оставались самими собой в своих подходах к искусству».
Алексей Борисович Миллер, Председатель Правления ПАО «Газпром»: «Впервые в России на одной площадке представлены вместе работы легендарной супружеской пары. И впервые в России представлена столь полно их совместная коллекция. Для нас большая честь, что мы внесли и свой вклад в то, чтобы эта выставка прошла в Петербурге»
Фото Faberge Museum