Провожая год уходящий, пора подумать и о наступающем. Мне кажется, нас ожидают события, связанные с одной из кардинальных проблем жизни Петербурга – как быть с архитектурным наследием. Почему наш город называют культурной столицей? Чем он отличается от других? Что есть у него такого, чего нет больше нигде? В Петербурге потрясающий исторический центр, сложившийся как ансамбль. Этого нет нигде в мире. Здесь уникальные музеи, располагающиеся в комплексах дворцовых зданий. Еще один признак культурной столицы – мы стараемся быть в авангарде культурных инициатив.
Об этом надо помнить всегда, тем более сейчас, когда в городе появилась новая власть. Важно, чтобы в наступающем году произошел рывок в решении насущных для Петербурга проблем.
На днях состоялся «круглый стол» Всемирного клуба петербуржцев и Гильдии управляющих и девелоперов – крупнейшего в стране объединения российских строительных, инвестиционных, девелоперских и управляющих компаний. Встреча организована по инициативе Вячеслава Семененко – председателя комитета по строительству и вице-президента гильдии. Мы говорили о том, что надо делать для сохранения города. В гильдию входят компании, которых беспокоит перспектива некачественного развития Петербурга. Опасность последствий неправильно спланированного развития понимают те, кто больше моментального дохода ценит свои бренд и имя. Это принцип культурного подхода к ведению бизнеса. Было интересно об этом говорить. В процессе встречи родились некоторые инициативы.
Давно идет речь о необходимости ввести мораторий на строительство в центре Петербурга. Его можно ввести, допустим, на пять лет, но не просто так, а с тем чтобы за это время совместными усилиями найти решение проблем нового строительства. Этого нет в Генеральном плане. Необходимо выполнить требования ЮНЕСКО по защите исторического центра Петербурга. Спасибо тем, кто готовил документ для этой организации, но в нем нет конкретного описания того, что охраняется. Охранять все – то же самое, что ничего. Четкие определения надо вырабатывать вместе строителям, архитекторам, градозащитникам. Мы будем продолжать совместную работу по предложению о моратории и предложению того, что во время его действия будет сделано. Сделано совместными усилиями специалистов, общественности, гражданского общества.
Известно, что Всемирный клуб петербуржцев издает «Белую», «Красную» и «Черную» книги, куда входят объекты, построенные хорошо, а также не соответствующие духу города или угрожающие его сложившемуся облику. Недавно на заседании «круглого стола» по эстетике городской среды, где присутствовал новый глава КГИОП Александр Макаров, мы обсуждали объекты, претендующие на включение в эти книги, которые скоро будут опубликованы. Тогда же родилась еще одна инициатива Всемирного клуба петербуржцев. Она носит несколько провокативный характер. В ее основе предложение Ивана Уралова о придании Петербургу статуса «Город-музей». Речь о том, как городу развиваться дальше. По поводу разговоров о том, что в музее жить нельзя, я не раз повторял: это лучше, чем жить на судоремонтном заводе. Именно музей как средоточие культуры в разных аспектах, в то же время содержащий элементы сервиса и воспитания, показывает, как должны развиваться современное общество и город.
Городские жители – особая категория. После войны, когда много селян поселилось в городах, об этом забыли. Сейчас благодаря митингам вспомнили. На митинги идут люди, которым нужно нечто большее, чем деньги. Идея придания Петербургу статуса города-музея возникла в гражданском обществе, а не в государственном комитете. Попробую объяснить, насколько могут быть полезны городу принципы работы музея.
Я не раз говорил, что музеи создают у людей оптимизм, желание жить и работать. Во всем мире в кризис в музеи ходит больше людей, чем в благополучное время. В основе музейной экономики сохранение доброго имени, а не стремление получить доход любой ценой. Музейная экономика строится на монопольном праве экспонирования (это как нефть) и предоставлении разного вида услуг. Так, в Эрмитаже большая часть дохода, которая заметно растет, – специальные программы: музыкальные, музейные, в том числе проходящие вне рабочего дня. За них платят дороже. Все больше и больше желающих заплатить за что-то особенное в дополнение к тому, что дается всем.
Сейчас городские власти объявили о бесплатном обслуживании детей в музеях в новогодние праздники. Никакая льгота невозможна без компенсации. В Москве за это платит городской бюджет. Экономика крупнейших музеев мира увязана с их социальной программой. Откуда взять деньги на льготы для тех, кому трудно живется? За счет тех, кто может заплатить больше. На этом построена и государственная социальная система – на налогах, таможенных сборах. Только налоги и таможенные сборы – насилие. В музеях все строится на добровольных началах. Человек, покупающий билет за полную стоимость или получающий платную услугу, знает, что он финансирует деятельность музея, направленную на тех, кто придет в музей бесплатно. В Эрмитаж давно бесплатно ходят дети, пенсионеры и студенты.
Музеи считают деньги каждый день, как и количество посетителей. Они обучены отчитываться за каждую копейку не только перед таинственным государством, но и перед людьми, которые деньги дают. Прозрачность нашей финансовой деятельности гораздо больше прозрачности многих компаний.
Если город будет жить по музейным правилам в отношении коллекций, ему будет легче выбирать, что строить и что сносить. Есть незыблемый принцип: из коллекции ничего нельзя продавать. Для покупки выбирается только то, что необходимо музею, укладывается в его контекст, дополняет его лакуны. Отсюда и цены формируются. Чтобы получить акварель пожара в Зимнем дворце, мы можем собирать деньги по всему миру и купим. Хотя безотносительно к Эрмитажу она может стоить и меньше. С другой стороны, мы не будем покупать то, что нам не нужно.
Музей воспитывает гуманитарный подход в принятии решений. Человек, побывавший в музее, будет лучше размышлять над тем, куда тратить деньги, чем тот, кто никогда в музее не был. Есть решения, принятые на основе арифметики или алгебры, а есть – на основе высшей математики, это искусство. Красивые решения почти всегда правильные.
Музеи мира без конца просвещают, проводят курсы, экскурсии. Они заполняют брешь в образовании, которое все уравнивает. Люди получают дополнительные знания, необходимые современному человеку. В универсальном музее воспитывается осознание того, что в мире есть разные культуры, и какое между ними соотношение. То, что теперь принято называть толерантностью. В Эрмитаже культуры равны, но они живут в дворцовых зданиях русских императоров. Рецепт отношения между нациями и должен быть таким: все равны, но есть правила, которые в этих стенах никто не должен нарушать.
Потоки людей, доступ, вместимость – все просчитывается на музейном опыте. Музейные навыки — всегда инновации. Мы открыты миру, прошлому и будущему, выбираем то, что проходит испытание традициями. Это делает музей фильтром, который инновации проверяет на экономичность и даже цену. Эрмитаж разработал вместе с военными систему маркировки экспонатов. Она значительно дешевле той, что нам предлагали, и будет отлично работать.
Именно музей показывает, что в жизни есть вещи дороже денег, не имеющие цены, которые никогда не будут на рынке. Они изъяты оттуда раз и навсегда. Это культурное наследие. Картина Рембрандта важнее десятков тысяч заводов, в определенных ситуациях важнее человеческих жизней.
Многое из музейной жизни применительно к городу будет успешным. Это надо использовать, если другие методы не работают. Мы предлагаем обострение проблемы. Неправда, что все можно просчитать. Для принятия решений необходима интуиция, а она вырабатывается культурой.
Наш город воспитывает эстетический вкус, который влияет на отношения между людьми. Агриппину Ваганову спросили, почему она не перевозит балетное училище в Москву. Она сказала, что ее девочки по дороге в училище проходят мимо зданий, воспитывающих вкус. Петербург – город видов и настроений. Это то, что надо сохранять, чтобы как минимум не ухудшить качество нашей жизни.
Михаил ПИОТРОВСКИЙ