21 декабря Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную значению бронзовых ритуальных сосудов в культуре Китая.
Посетители увидят более 50 традиционных сосудов – вазы, курильницы, сосуды для жертвенной еды – дополненные гравюрами, акварелями, скульптурными изображениями, амулетами. Различные типы китайских, японских, тибетских сосудов представят то почетное место, которое этот предмет занимает в ритуально-обрядовой и творческой жизни Востока.
«Бронза занимает важнейшее место в культуре Китая. Этот металл считался символом достатка и власти, определял положение в социуме, регулировал государственные и религиозные отношения. Считалось, что правитель, как верховный посредник между небом и землей, владел и самым ценным ресурсом страны – металлом, и бронзовым сосудом, который соединил в себе ценность металла и технологий его обработки», – отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник музея, японист Сергей Шандыба.
Среди самых ярких экспонатов – курильница в виде Лудуня, мифического существа с телом льва, рогом носорога, когтями медведя, чешуей рыбы и хвостом быка (Китай, XVII в.), курильница в стиле мастера Ши Соу (Китай, XVII в.), акварель с изображением алтаря предков семьи Чжао из коллекции академика В. М. Алексеева (Китай, начало XX в., экспонируется после длительной реставрации).
Согласно преданию, легендарный правитель Юй, спаситель Китая от Великого Потопа, изготовил девять бронзовых треножников, на каждом из которых была изображена отдельная провинция Китая. Эти сосуды служили императорскими регалиями.
Большой сосуд дин, или как его описательно именовали «монументальное четвероногое животное», считался символом власти и божественной силы государя уже в древнейший период истории китайской государственности – эпоху правления династии Шан (1640–1046 гг. до н.э.), когда в Китае появилась технология изготовления бронзы.
Бронзовые сосуды использовались исключительно для ритуальных жертвоприношений. Каждый сосуд имел подходящую форму и размер, был предназначен для приготовления, подогрева и хранения еды или напитков, подносимых духам и предкам в качестве жертвы. Так, сосуд дин изготавливался для церемоний кормления мясом усопших членов императорской семьи. Именно на бронзовых изделиях для жертвоприношений впервые появляются древнейшие надписи цзиньвэнь.
Также сосуды из прочной бронзы использовались для письменной фиксации законов, последней воли и наследственных прав, например, права собственности на землю. В период ранней империи Хань (206 г. до н. э. – 8 г. н. э.) укоренилась традиция воскурения ароматических веществ и появились первые курильницы. Отчасти это было связано с распространением среди китайской элиты даосских мистических практик и поисками эликсира бессмертия. С приходом буддизма использование бронзовых курильниц приняло массовый характер.
Становление Шелкового пути обогатило Китай ранее неизвестными благовониями. Во времена династий Суй (581-617 гг. н.э.) и Тан (618-907 гг. н.э.) воскурение ароматических веществ превратилось в подлинное искусство, а курильница стала непременным атрибутом достатка и благосостояния.
Расцвет изготовления бронзовых сосудов пришелся на эпоху Мин (1368–1644 гг.). В бронзу, керамику и фарфор стали добавлять древесную, бамбуковую и каменную крошку. В результате появились сосуды, которые стали классикой декоративно-прикладного искусства Китая, а понятие «курильницы сюаньдэ» превратилось в синоним «китайской бронзовой курильницы».
Традиционный ритуальный сосуд за века своего существования претерпел множество изменений, распространившись на все сопредельные страны и впитав местный колорит. До сегодняшнего дня сохранились поговорки и идиомы, связанные с бронзовыми сосудами, что указывает на глубокую укорененность этого предмета в культуре Китая.
Выставка продлится до 13 февраля 2024 года.
Фото Gmir.ru