Музей Арктики и Антарктики сохранит за собой здание Никольской церкви как минимум в течение ближайших 8-10 лет, хоть это и грех, а депутаты ЗакСа помогут растянуть данный срок, при этом в Кронштадте у музея появится новая площадка.
Там же планируется разместить и ледокол «Арктика» с годовым содержанием в «1/40 Халка». Такие планы на ближайшее будущее были озвучены в пресс-центре «БалтИнфо».
С 1992 года Никольский приход РПЦ пытается вернуть здание единоверческой церкви, закрытой в 1931 году и переданной в 1933 году Арктическому институту. С 1937 года в перестроенном храме размещается Музей Арктики и Антарктики. Администрация культурногно учреждения не намерена сдаваться и строит амбициозные планы по поводу расширения. О них директор музея Виктор Боярский рассказал в пресс-центре «БалтИнфо».
Новая площадка может появиться у музея на территории Кронштадтского морского завода. Проект создания образовательного и культурного центра предполагает строительство здания в сухом доке общей площадью 30 тыс. квадратных метров, а рядом планируется поставить ледокол «Арктика» длиной 150 метров. Это второй в мире атомный ледокол и первый корабль в мире, достигший северного полюса в надводном плавании.
Амбициозные планы успели обсудить с губернатором Георгием Полтавченко, который их поддержал, и с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, который высказал более сдержанную оценку. При этом он поручил Минэкономразвития проработать детальный план, чтобы оценить его экономические перспективы. А Мастерская Гаврилова тем временем уже разработала проект будущего комплекса.
Ключевой вопрос касается финансирования. По словам Виктора Боярского, перегон и конвертация ледокола может обойтись в сумму в районе 1 млрд рублей, однако эти деньги уже заложены в бюджет. Согласно государственной программе «Радиационная безопасность» 2,3 млрд предполагается потратить на утилизацию двух атомных ледоколов, в том числе «Арктики». Директор музея предлагает направить часть этих денег на превращения корабля в музей. А дальше необходимо определиться, кто будет содержать ледокол, ведь это еще 80 млн рублей в год. Впрочем, данная сумма Виктора Боярского не пугает.
«Мы теперь все измеряем в новой валюте, она называется «Халк». 20 лет содержания ледокола стоит «пол-Халка». Если в порядке импортозамещения избавиться от некоторых футболистов, этих денег хватит на 20 лет. Так что когда говорят, что денег нет — это неправда», - уверен директор музея.
Со строительном комплекса дела обстоят сложнее. Он также может обойтись в сумму примерно в 800 млн рублей. Впрочем, присутствовавший на пресс-конференции депутат Борис Вишневский считает, что и здесь у России есть резервы, так как необходимая сумма, к примеру, меньше отступных, которые итальянский тренер Фабио Капелло получит за то, что больше не будет тренировать национальную сборную по футболу.
«Я хотел бы подчеркнуть, что речь не идет о переезде Музея Арктики и Антарктики. В здании на Марата сохранится экспозиция от древних времен до нового времени, а все остальное, современную экспозицию мы перевезем в Кронштадт», - добавил Виктор Боярский. В частности, там могут разместить самолет ИЛ-14, проводивший ледовую разведку, и тягач «Харьковчанка».
Правда, для этого еще необходимо сохранить здание на Марата. Пока, по мнению директора музея, приход просто не в состоянии взять на себя финансовую ответственность за содержание федерального памятника, и только это тормозит реституцию. Однако даже при наихудшем сценарии, по мнению Виктора Боярского, ближайшие 8-10 лет музей из центра города никуда не денется.
Недавно он попытался решить вопрос с церковью полюбовно, обратившись напрямую к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию с просьбой благословить музей. В течение недели пришел ответ.
«Пресс-служба сказала, что нельзя благословить грех, потому что использование церковного имущества и имущества религиозного назначения в светских целях — это грех», - резюмирует Боярский.
А тем временем Борис Вишневский пообещал подготовить специальный законопроект, который призван усложнить церковную реституцию в случаях, когда речь идет о выселении учреждений культуры. «Императивный порядок передачи религиозного имущества в таких случаях не должен быть императивным», - объяснил депутат суть предполагаемой поправки.