Русский музей при поддержке Продюсерского центра Григория Лепса открыл в Михайловском (Инженерном) замке выставку Григория Гукасова «Мы от рода русского», посвящённую истории России и её народа. Григорий Гукасов – современный художник, сохранивший связь с былинной стариной и далёким прошлым, в котором начиналась история России.
Экспозиция включает более 40 живописных полотен и эскизов мастера, включая две работы, полученные Русским музеем в дар от Григория Гукасова – «Смерть дерева. Дрова» (2016) и «Смерть дерева. Крона» (2022).
Избранные произведения представляют взгляд художника на ключевые вехи отечественной истории: от древнерусского этапа и крещения Руси до эпохи пугачёвского бунта и победы в Великой Отечественной войне. Работы Гукасова отличает академическая школа, монументальность и внимание к деталям. Его полотна хранятся в музеях и частных коллекциях России, Европы, Китая и США, а три монументальные картины находятся в собрании Музея современного искусства Гуанчжоу.
Выставка «Мы от рода русского» – это не только разговор о прошлом, но и художественный эксперимент. Гукасов сочетает академизм и элементы абстракции, реализм и символику, живопись и музыкальность образов. Через призму истории он задаёт зрителю вопросы, которые остаются актуальными во все времена: «Кто мы?», «Откуда мы?» и «Куда идём?».
Маршрут экспозиции построен так, чтобы зритель постепенно погружался в разные слои российской истории. В первом зале внимание сосредоточено на образе княгини Ольги – сильной и мудрой правительницы, чья судьба предопределила решение её внука князя Владимира крестить Русь. Такие картины, как «Огненная. Княгиня Ольга» (2025) и «Крещение. Княгиня Ольга» (2025), не претендуют на документальную точность, но через художественные образы помогают осмыслить важнейшие события и раскрывают драму и величие поворотов истории.
Следующий зал посвящён былинным богатырям и ратным подвигам. Здесь можно увидеть не только законченные полотна, но и эскизы, этюды и рисунки, которые знакомят с процессом работы над крупными произведениями. Среди них – масштабное полотно «Рассвет» (2011–2021) размером 3,2 на 2,7 метра.
Дальше экспозиция переносит зрителя в бурный XVIII век, наполненный бунтами и народными гуляниями. Образы оживают в жанровых сценах – от «стеночных боёв» («Стенка на стенку», 2015–2017) до крестьянских праздников («Эх, хорошо!», 2010).
Особая часть выставки посвящена памяти о Великой Отечественной войне. В картине «Победители» (2015-2021) художник показывает не парадную процессию, а марш искалеченных, но полных достоинства ветеранов. Для Гукасова это образ подлинных хранителей истории, благодаря которым возможно будущее страны.
Последний зал раскрывает тему юности. Здесь художник говорит о будущем через образы детей («Река юности», 2016) и молодых людей («Дикие яблочки», 2006), которые становятся продолжателями традиций и хранителями памяти. Работы Гукасова наполнены светом и надеждой: в лицах юных героев отражается сила преемственности, вера в жизнь и духовное обновление. Этот зал словно подводит итог всей выставке: история России – это не только её прошлое и великие подвиги, но и новое поколение, которому предстоит сохранить и нести культуру и память предков.
Живопись Григория Гукасова соединяет трагедию и радость, реальность и миф. В его работах оживают простые люди – безымянные участники великих событий, герои, которых не назовут в учебниках, но которые составляют живую ткань истории.
«Мы от рода русского» – это посвящение России, её прошлому и настоящему. В экспозиции есть место суровой драме, ликующему веселью народных праздников, личным воспоминаниям и надежде на свет. Художник не боится быть искренним и открытым, и именно эта прямота делает его работы близкими зрителю.
Выставка «Мы от рода русского» продлится до 19 ноября 2025 года.
Фото Rusmuseum.ru