Российские отели, сдавая номера через иностранный сервис, обязаны самостоятельно уплачивать «налог на Google». Такое разъяснение выпустило Министерство финансов РФ.
Популярный сервис Booking.com в феврале зарегистрировался в ФНС как плательщик налога на добавленную стоимость, но НДС он будет уплачивать за пользователей — физлиц. Администрация отелей должна делать это самостоятельно. По данным Booking, сейчас на сайте представлено 40 тыс. российских отелей.
Официальное письмо Минфина (есть у «Известий») — это ответ российской организации, которая продает номера в гостинице через иностранный сервис. Название сервиса в документе не указывается. Пользователь указал, что иностранная организация получает процент с продаж номеров, стоимости завтраков и других услуг гостиницы. При этом в договоре не указано обязательство российской компании уплачивать НДС — то есть выступать налоговым агентом иностранного сервиса. Как сообщил Минфин, в таких случаях российские компании и индивидуальные предприниматели должны уплачивать НДС за зарубежного партнера в соответствии с Налоговым кодексом (НК).
С начала 2017 года вступили в силу поправки в НК, получившие название «налог на Google». Иностранные сервисы, предоставляющие электронные услуги в России, должны теперь регистрироваться как налоговые резиденты и перечислять в российский бюджет НДС в размере 15,25%. В кодексе сказано, что иностранный сервис оплачивает налог только за пользователей-физлиц, а организации и ИП делают это сами, являясь налоговыми агентами. Единственное, что может избавить ООО или ИП от уплаты такого налога, — наличие у иностранной организации российского представительства, которое и предоставляет услугу, то есть если договор заключается именно с российским юрлицом.
Сервис по бронированию номеров в гостиницах Booking.com, штаб-квартира которого находится в Нидерландах, зарегистрировался в качестве налогового резидента 8 февраля. У компании есть российское представительство — ООО «Букинг. Ком Русиа», зарегистрированное еще в 2009 году.
Однако оно не предоставляет услуги по бронированию. Как записано на сайте сервиса: «Booking.com B.V. не имеет иного юридического адреса кроме своего зарегистрированного офиса в Амстердаме. Вспомогательные компании не наделены правом выступать в качестве агента Booking.com B.V., оказывая какие-либо услуги. Бронирование через вспомогательные компании не производится».
Директор Института актуальной экономики Никита Исаев напомнил, что ФНС проще администрировать налоги российских компаний, чем иностранных. Невозможно все инофирмы, оказывающие услуги через интернет, поставить на учет в России, хоть ФНС и стремится к этому. По его мнению, российские партнеры Booking будут обязаны уплачивать НДС, что скажется на пользователях — цены будут повышаться.
— Схема явно неудобная, создающая дополнительные проблемы предпринимателям, зато она позволит налоговой собрать больше средств, — прокомментировал Никита Исаев. — Ярким примером может быть размещение объявлений на Booking.com отечественными гостиницами. Теперь россиянам нужно платить НДС с комиссии, которая предназначается этой компании. Для мини-гостиниц, которые не держат полноценную бухгалтерию, такое нововведение будет очень неудобным.
Никита Исаев напомнил, что Booking обеспечивает более 50% всех бронирований отелей в России и берет довольно большую комиссию: от 18 до 25%. То есть цены на проживание, по его подсчетам, вырастут минимум на 4%. Но деваться некуда: гостиницам невыгодно избавляться от партнера с такой большой долей рынка.
Представитель туристического сервиса Aviasales Янис Дзенис подтвердил, что альтернативы Booking в России нет. Поэтому и владельцы отелей, и туристы продолжат использовать этот сервис — хотя цены повысятся.
Альтернативы Booking в России нет. Поэтому и владельцы отелей, и туристы продолжат использовать этот сервис - хотя цены повысятся.
— Booking занимает около 70% рынка поиска номеров в отелях в России, — заявил Янис Дзенис. — У маленьких отелей около 50% клиентов приходит с этого сервиса, у крупных, конечно, поменьше.
В Минфине и сервисе Booking не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
По данным Booking, в 2015 году сервисом во всем мире воспользовалось 285 млн человек. Сейчас он обслуживает 1,2 млн объектов бронирования в 214 странах.
Фото: агентство городских новостей «Москва»