Все, наверное, слышали о печально знаменитой линии Маннергейма. Но найти ее следы в Ленобласти не так уж просто
Старые финские доты и укрепления времен Зимней войны 1939-1940 годов надежно спрятались в непроходимых лесах, вдали от дорог и поселков. Но на Приморском шоссе - километрах в десяти от самого Приморска, недалеко от поселка Ермилово - прямо к дороге выходят ряды гранитных валунов. Они покрылись мхом, поросли лесом и напоминают скорее какой-то арт-объект, чем мощный оборонительный рубеж. Но это и есть начало линии Маннергейма, которая протянулась от побережья Финского залива до Ладоги почти на 140 километров. Кстати, у современного Ермилово, а в то время у деревни Хумалйоки, построили один из первых ее участков.
НЕПРИМИРИМЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ
Независимость Финляндия получила по декрету Ленина в декабре 1917 года, но отношения между нашими странами до Второй мировой войны не были благостными. Финские политики-радикалы остались недовольными «нарезкой» границ. Они считали, что Суоми должна принадлежать и Карелия.
В СССР тоже имелись свои претензии. Финляндия контролировала, по сути, всю Балтику, а второй город страны, Ленинград, находился у самой границы.
В конце 1930-х годов эти разногласия обострились. В СССР возникла идея обмена территориями с соседями. Финнов просили передать Советскому Союзу часть Карельского перешейка. В качестве компенсации Финляндия должна была получить значительную часть Карелии. По тогдашней версии, Выборг оставался за Финляндией, а финны становились владельцами всех земель севернее Ладоги.
Но финны посчитали, что в случае войны получат все эти земли без всяких уступок. Они были уверены в слабости СССР. Но главное - они были уверены, что конфликт поднимет сверхдержавы, ненавидящие коммунизм. Что «маленькую и бедную страну» никто не оставит в беде, а совместными усилиями удастся потеснить красных на восток.
Концепция финнов основывалась на идее маршала Маннергейма обороняться до подхода сил Запада. Продержаться собирались не менее года.
ФИНСКИЙ ОТПУСК
При строительстве оборонительных сооружений максимально использовали особенности северной природы. Возвышающиеся скалы, леса, болота, бурные реки и озера человеку даже в мирное время преодолеть трудно, а под шквальным огнем тем более.
Во время одного из пресс-туров, в котором участвовали журналисты многих стран, адъютант Маннергейма обмолвился: строим, мол, линию Маннергейма. Так название и закрепилось.
Летом 1939 года многие финны потратили свой отпуск на возведение защитных сооружений. Работали на совесть. Но не торопливо. Финский менталитет подсказывал, что война начнется летом, в крайнем случае поздней весной 1940-го.
Но Красная армия пошла в атаку в конце ноября 1939 года. Советские полководцы настолько были уверены в быстром успехе, что солдатам даже не выдали нормального зимнего обмундирования, валенок и ушанок. В течение месяца бойцы ряд за рядом шли под косящий пулеметный огонь. Многие гибли уже на первом рубеже обороны - у гранитных противотанковых надолбов, которые прозвали «зубы дракона».
Огромные потери заставили командование сделать передышку. На одном из захваченных у финнов плацдармов организовали подготовку специальных групп, которые скрытно подбирались к дотам, подрывали их, открывая путь основным силам.
Такая тактика дала свои результаты. Новое наступление Красной армии началось 11 февраля 1940 года. Вскоре финская линия обороны была прорвана, а через месяц война завершилась.
БЕСКОНЕЧНЫЕ ВАЛУНЫ
Историки считают, что значение линии Маннергейма слишком преувеличено. Сам Маннергейм в мемуарах объяснил этот парадокс так: финнам нужно было поднять боевой дух солдат, а Советам - оправдать огромные потери, точных данных о которых, увы, до сих пор нет. Как и нет полной правды о той загадочной зимней кампании.
…Но на участке линии Маннергейма под Ермилово-Хумалйоки крови нет. Здесь бои не шли. Оборону прорвали в другом месте. И финский гарнизон, боясь попасть в окружение, отступил. Чуть дальше гранитных надолбов можно найти два взорванных дота: один справа от дороги, другой - слева, почти у побережья залива. Еще два дота расположились в лесной чаще у железной дороги. Они в таком глухом лесу, что их даже подрывать не стали. «Зубы дракона» в этом месте, к счастью, оказались безвредными. Завораживает только тянущаяся в бесконечность линия нескольких рядов гранитных валунов…