Острые проблемы развития туристического потенциала малых городов России обсуждались в ходе прошедшей в рамках выставки «Интурмаркет» конференции. «Туризм как основной фактор развития малых туристических городов России» – так называлась конференция, прошедшая 14-15 марта в рамках завершающейся сегодня в столице выставки «Интурмаркет-2015». Такова и идея ее базового проекта «Настоящая Россия».
Существует проект чуть больше года. Его волонтеры – профессионалы туриндустрии, эксперты и пишущие о туризме журналисты – объездили не один десяток таких городов. Цель – понять, как сделать их привлекательными для туриста. Первый вывод: это можно и нужно. Второй: именно туризм способен вытащить такие населенные пункты из состояния забытости и запущенности, в котором многие из них находятся. Малых городов по стране – около 2000, из них исторических (еще более перспективных в качестве туробъектов) – 350.
«Малые исторические города – это просто жемчужины, мало кому известные пока, – подчеркнул, открывая конференцию, руководитель Ростуризма Олег Сафонов. – Именно приезжающие сюда туристы, принося средства в местный бюджет, а также представителям малого бизнеса, позволят им возродиться».
Федеральное агентство по туризму поддерживает проект «Настоящая Россия» и готово продвигать его идеи и предложения по малым городам на создающемся сейчас национальном туристическом портале Russia.travel, а также в зарубежных представительствах Ростуризма (одно уже открыто в Дубае, вскоре они будут созданы в Германии, Китае, Финляндии).
«Еще лет десять назад тема малых городов как потенциальных туробъектов была не особо востребована, но с тех пор, как ты создали нашу ассоциацию, многое изменилось, и отрадно, что сейчас в реализацию стратегии развития таких мест активно включились энтузиасты из «Настоящей России» во главе с автором проекта Юрием Щегольковым, – подчеркнула Елена Канева, руководитель Ассоциации малых исторических городов России. – Давайте вместе будем открывать миру эту скромную, но прекрасную Россию малых городов».
В ходе конференции Елена Канева рассказала об опыте Углича (Ярославская область) по формированию туристического облика малого города во взаимодействии местных властей с бизнесом, общественностью. Ирина Шереметкер из Ассоциации развития туризма Тверской области поделилась практикой привлечения бизнес-структур региона к развитию разных туристических сегментов – от гостиниц, объектов питания, мест показа до ученых заведений, готовящих кадры для отрасли.
Анализировались и возможности краудсорсинга в формировании концепций развития города – как в онлайне, так и в офлайне с привлечением опыта Архангельской и Вологодской областей, Пермского, Приморского краев и даже новозеландского Окленда. О роли туристско-информационных центров в создании местного турбренда говорили руководитель Угличского ТИЦ Юлия Воронова и директор ТИЦ Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко.
Такие центры существуют не только на региональном уровне, но и при музеях, библиотеках. Их возможности и полномочия порой ограничены. Сложно, например, привлечь волонтеров. Но когда на местах готовы создать свой турпродукт, он непременно найдет покупателя среди турфирм, а тем продадут его своим клиентам.
Алгоритм разработки туристических брендов непрост, и важно привлечь к процессу заинтересованную аудиторию. Не всякий исторический сюжет может стать брендовым. Важно, чтобы он отражал уникальность места и чаяние его жителей. Это подчеркивали на тематическом круглом столе Надежда Макатрова (проект «Конкретика») и Наталья Рыбальченко (проект «Живые города»).
А Ирина Иванова рассказала, как создавался с 2005 года бренд городка Гаврилов-Ям (Ярославская область): образ ямщика Гаврилы, Музей ямщика, Фестиваль ямщицкой песни. Целевая туристическая аудитория такого бренда – жители крупных городов, молодежь, дети. Им предлагают покататься на разных видах транспорта – от малой авиации и железной дороги до русской тройки.
О возможностях сохранить архитектурную аутентичность малых исторических городов шла речь на круглом столе, который вели представители Московского союза архитекторов Джемал Сурманидзе и Центра прикладной урбанистики Свят Мурунов. Анализировался, в частности, опыт Италии, российской Ассоциации городов – наследников Византии.
На конференции также были обсуждены проблемы создания паломнических центров в малых городах (Алексей Светозарский, Национальный турпортал Russia.travel и Анна Макарова, «Настоящая Россия»), роль рек в маркетинге территорий (Дмитрий Иванюшин, круизная компания «Речной альянс», и Елена Царева, «Настоящая Россия»), сотрудничество туроператоров с малыми историческими городами (Михаил Сегал, группа компаний «Самараинтур», и Владимир Лутов, туроператор «Магазин путешествий»), законодательные аспекты этой темы (Дмитрий Голиков, «Настоящая Россия», и Антон Алексеев, ООО «Центр развития территорий», Набережные Челны).