Об итогах летнего сезона на европейских направлениях, демпинге крупных компаний и перспективах продаж в кризис рассказывает генеральный директор компании Travelsystem Наталья Литвиненко (фото).
– Как прошел летний сезон на ваших основных направлениях? Насколько сбалансированным было соотношение спроса и предложения?
– Наши основные направления – Чехия, Франция, Италия, Австрия, страны Бенилюкса, Израиль. Большой сегмент в нашем ассортименте занимают комбинированные туры по Европе. Могу откровенно сказать, что сезон был крайне непростым именно по первым двум из перечисленных направлений, и причин тому много. Это и демпинг на других направлениях, который привел к частичному перетеканию потока туристов на более дешевый отдых, и наводнение летом в Праге. Мы сохранили объемы продаж на Чехию, но с совсем другим уровнем прибыли. Падение спроса на Францию в этом году в целом привело к снижению доходности от проданных туров. По Франции у нас были потери до 20% от запланированного потока.
– А что стало причиной падения Франции? Были ли такие проблемы у других туроператоров?
– В целом по рынку уменьшения количества туристов нет – сколько поехало в прошлом году, столько и в этом. Но практически все туроператоры, работающие по рыночным ценам, говорят о падении спроса. Главная причина – конечно, демпинг. Началось это еще с прошлого года, когда на Париж полетели авиакомпании «Трансаэро» и Aigle Azur. С переизбытком перевозки крупные операторы, имея большие блоки мест на рейсах, продавали туры в Париж по цене авиабилета. Мы же работали по рыночным ценам – и ощутили снижение продаж. Причем проблема не только в том, что клиенты уходят к демпингующим конкурентам. Турист, купивший тур в Париж за €350, как правило, возвращается недовольным. Потому что Франция – страна дорогая, любители дешевых поездок немногое могут себе там позволить, а значит, испытывают дискомфорт. Впечатление от тура остается плохим, человек в эту страну уже не вернется. Понятно, что и нам приходится на отдельные даты продавать туры ниже себестоимости, чтобы закрыть свои квоты, но не в таких же объемах.
– Может быть, за счет объемов крупные операторы получают от отелей такие цены, каких не могут получить средние туроператоры?
– Это не так. Никогда французский отельер не опустит цену, с ними сложно договориться об этом, учитывая дефицит номеров. В Чехии ситуация аналогичная. Отель с ценой €20 за сутки вряд ли сделает скидку в 50%. Поэтому в низкоценовом сегменте демпинг возможен только за счет ресурсов компании. Вероятны так же другие механизмы, например лучшие ценовые условия от авиакомпаний, благодаря большим объемам.
– Франция постоянно продвигает на российском рынке свои регионы. Насколько успешно продаются туры в провинцию?
– Париж, конечно, преобладает. Регионы предлагаются, но не так много. Прошедшим летом у нас продавался Прованс, Лазурный берег, но все равно Парижа было больше. Мы, кстати, уже поняли, что нужно включать в ассортимент больше региональных туров, и сейчас готовим к следующему сезону хорошие предложения по французским провинциям: Эльзас, Нормандия, Бретань, Луара.
– Все туроператоры жалуются на демпинг в Чехии. Вы считаете, причиной плохого сезона стали действия «Библио Глобуса»?
– Я бы так не сказала. Повлияли сразу несколько факторов, главный из которых – погода в начале сезона. Из-за наводнения сразу был явный спад. Кроме того, делают свое дело демпинговые войны на других направлениях. По Греции были предложения очень дешевые – например, 7 дней на Родосе за €280 в отеле 5*.
– Есть распространенное мнение, что демпинговые войны при всех их издержках в итоге пойдут рынку на пользу. Слабые компании уйдут, останутся сильные и профессиональные. Как вы к этому относитесь?
– Демпинговая война как элемент конкуренции не может способствовать «правильной» чистке рынка. Например, «Асент Трэвел» был и профессиональной, и надежной компанией, они даже ушли грамотно, но – ушли. На «чистом» рынке, когда все работают в одинаковых условиях, действительно многое зависит от профессионализма и креатива. Но сейчас туроператоры находятся в неравных условиях – например, из-за выборочного доступа к ресурсам авиакомпаний.
Когда «монстр» выходит на рынок и ломает его, это негативно отражается на всей туристической отрасли. В период демпинговых войн туристы привыкают к низким ценам, а низкая цена редко подразумевает хорошее качество и, следовательно, провоцирует невозвратность туристов и снижение доверия к туроператорам. Средние игроки готовы идти навстречу агентствам и туристам. Большие – подминают рынок под себя. Я за конкуренцию, но в поле профессионализма, технологичности, ассортимента, качества предоставляемых услуг.
– Что могут средние туроператоры противопоставить крупным?
– Мы сами все время об этом думаем. Что можно рынку дать такого, что будет востребовано. Для нас главный критерий успешности тура – возвратность клиента. В пляжном отдыхе успех на 80% зависит от правильно выбранного отеля. В познавательных программах больше сложностей – маршрут, гид, хорошее оборудование для экскурсии, транспорт, программа, состыковка всех компонентов тура. И мы хотим уйти в эту сложную нишу и сделать ее более понятной для агентств, которые нас продают. Помимо наших групповых программ расширяем ассортимент сложных индивидуальных и комбинированных туров. Клиенты становятся все искушеннее, ждут изысков. Мы и хотим дать им все, что знаем о странах. Наше несомненное преимущество – наличие собственных принимающих офисов в Праге и Париже
– Как вы оцениваете перспективы осенних и новогодних продаж?
– Наша отрасль одной из первых страдает во времена кризиса. Люди сейчас не отказываются от путешествий, но явно хотят экономить, эта тенденция отчетливо прослеживается в подборе программ. Но в любом случае туристы хотят получать качество. На мой взгляд, регулярные перевозки на известных надежных авиакомпаниях в сознании людей – это гарантия безопасного перелета, проживание в сетевых отелях – гарантированный уровень сервиса.
Что касается новогодних программ, продажи уже идут, но не так активно, как нам хотелось бы. Не могу сказать, что сейчас Новый год продается, как в прошлом году. Вырос спрос на более дешевые туры. Так же было в 2008 году, то есть, тенденция повторяется. Однако мы надеемся, что все продадим.
– Ожидаете ли вы сокращения персонала на туррынке в связи с кризисом, как это было в 2008 году?
– Думаю, да. Если снижаются объемы, снижается маржинальность, включаются механизмы экономии. Логично, что в подобные периоды компании занимается реструктуризацией, оптимизируют расходы. Хотя если человек абсолютный профессионал, предан делу, знает продукт, он всегда будет востребован.