В Санкт-Петербурге на площадке галереи Arts Square состоялись форсайт-сессия и проектный семинар по разработке международных туристических продуктов Северной столицы в сфере креативного туризма.
Участниками мероприятия стали лучшие выпускники Акселератора в сфере туризма и гостеприимства «Международные туристические продукты России», организованного Центром компетенций в сфере туризма и гостеприимства Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по развитию туризма и Минэкономразвития РФ.
Креативные индустрии Санкт-Петербурга, от арт-кластеров (таких как «Новая Голландия», «Севкабель Порт», Квартал «Брусницын» и другие) до мастерских народных промыслов (более 110), становятся все более привлекательными для туристов, составляя основу «индустрии впечатлений», не подверженной сезонности. По данным «Турбарометра Санкт-Петербурга», каждый седьмой турист посещает арт-пространства, салоны дизайнеров, мастерские и другие креативные места, при этом чек гостей, неравнодушных к творческим индустриям, на 30% выше среднего чека обычного российского туриста и составляет около 80 тысяч рублей за поездку.
Развитие этого направления поддерживает городской Комитет по развитию туризма, реализуя проект «Новая туристская география», включающий более 20 арт-кластеров общей площадью свыше 250 тысяч кв. м. Конкурс «Новая культура сувениров», проводимый с 2023 года, выявляет интересные предложения, например, коллекцию серебряных ложек «Культурный завтрак» от «Русских самоцветов» (обладателя гран-при всероссийского конкурса «Туристический сувенир»), и интегрирует их в туристическую сферу.
Главная особенность Северной столицы – интеграция творческих индустрий в общественную жизнь, что способствует росту креативного турпотока и вклада индустрии в экономику города.
В ходе форсайт-сессии и проектного семинара под руководством наставников - экспертов рынка креативных индустрий и туристического рынка города на Неве участники приступили к разработке паспорта нового турпродукта для зарубежных рынков, прежде всего – Китая, ОАЭ и Индии.
В рамках прошедшего форсайта участники провели насыщенный день, анализируя современные тренды в туризме и креативных индустриях города. Главной задачей стало создание инновационных и экспортно - ориентированных региональных турпродуктов, способных заинтересовать иностранных туристов и подчеркнуть уникальность Северной столицы.
«Креативный туризм – это не просто экскурсии, это погружение в атмосферу города через личный опыт, взаимодействие с местными жителями и участие в творческих процессах. Это направление позволяет создавать уникальные и запоминающиеся впечатления, которые становятся главным стимулом для повторных визитов и распространения положительных отзывов. Для Санкт-Петербурга, города с богатой историей и культурным наследием, креативный туризм – это возможность представить себя во всем многообразии, привлечь новую аудиторию и поддержать развитие креативных индустрий. Это вклад в экономику города, создание новых рабочих мест и формирование позитивного имиджа Санкт-Петербурга как современного и привлекательного направления для путешествий», - подчеркнула генеральный директор Центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства Санкт-Петербурга Марина Морозова.
Особенностью мероприятия стала работа команд по уникальному алгоритму, который сочетает методы креативного мышления с практическими инструментами разработки туристических предложений для зарубежного рынка. Такой подход позволил максимально эффективно использовать творческий потенциал Санкт-Петербурга — одного из креативных городов, включённых в сеть ЮНЕСКО, и признанного за высокий уровень культурного и инновационного развития.
«Прошедшая форсайт-сессия демонстрирует, что развитие креативного туризма в Санкт-Петербурге — это не только сохранение и популяризация культурного наследия, но и создание современных, востребованных на международном уровне продуктов, способных вывести туристическую индустрию города на новый уровень. Далее проектные идеи будут упакованы в паспорта экспортных туристических продуктов и получит поддержку экспертов и со стороны администрации города», - рассказала генеральный директор Центра развития креативного туризма Санкт-Петербурга Юлия Рыбакова.
Санкт-Петербург - идеальный город для развития туризма. Здесь и богатое архитектурное наследие, и удивительные ландшафты, Финский залив, одно из лучших собраний мирового искусства. Вместе с тем, мир меняется очень быстро и то, что привлекало туристов 50, 30 или 10 лет назад, сегодня может оказаться неактуальным. И в этом, пожалуй, и состоит основная сложность для нашего города. Санкт-Петербург - это город-мэтр в туризме, но в этом и преимущество и сложность - с односторонним помогает традиция, опыт, другой стороны сложнее меняться, адоптироваться, чтобы устойчиво развиваться в индустрии гостеприимства.
Если в России 10 лет назад конкурировали за на рынке туризма 4-5 регионов, то сегодня из уже около 50. Если еще 5 лет назад лидерами по въездному туризму были страны Европы, то сегодня это азиатские страны, Ближний Восток и Иран.
«Формат форсайт-сессии позволяет всем участникам анализировать тренды и создавать продукты в соответствии с выявленными тенденциями, улучшая свою экспертность, сокращая время на исследования. Для меня большая честь принять участие в проекте, направленном на создание международного продукта в такой профессиональной команде. Это была очень интенсивная и позитивная работа. Важно, что аудитория была представлена специалистами с разными компетенциями, разными возрастами группами, разными отраслями. Были и преподаватели вузов, и представители ассоциации производителей сувенирной продукции, туроператоры, экскурсоводы, представители галерей современного искусства и объектов показа, студенты профильных вузов. Возраст от 20 до 70 лет, не менее пяти регионов России. Такая представленность позволила организовать как отличный нетворкинг, так и построить продуктивное обсуждение, обмен мнениями», - отметил руководитель лаборатории цифровой трансформации индустрии туризма РАНХиГС, член экспертного совета Фонда развития малых исторических городов Сергей Крячков.
В результате плодотворной работы были сформированы три концептуальные идеи туристических продуктов, отражающих разные грани города: зимнюю атмосферу с ее неповторимой магией, романтические истории, которые пленяют сердца путешественников, а также личные истории знаменитых петербуржцев, способные создать глубокую эмоциональную связь с гостями города.
После завершения формирования паспорта туристического продукта он будет представлен в Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга и запущен на международный туристический рынок для привлечения большего зарубежного турпотока из Китая, ОАЭ и Индии.
Фото competenc.spb.ru