Global Business Travel Association впервые провела крупный симпозиум в Северной столице.
Основными причинами, сдерживающими развитие делового туризма в России, участники впервые состоявшегося в Петербурге в рамках деятельности Global Business Travel Association (GBTA) симпозиума назвали отсутствие должного внимания к формированию тревел-политики компаний и низкий уровень использования современных технологий в документообороте, - сообщает наш корреспондент в Городе на Неве.
По оценке генерального директора ЗАО «Континент Экспресс» Станислава Костяшкина, средняя стоимость одного комплекта бумажной документации, сопровождающей деловую поездку, составляет в стране всего 30-40 рублей, однако в год таких «бумаг» оформляется примерно 13 млрд. И если перейти на электронный документооборот (ЭДО), только одно это может дать весьма существенную экономию и в деньгах, и во времени.
По словам представителя концерна «Силовые машины» Марии Тарадоновой, в этой компании ежедневно в командировки (причем значительная часть из них - длительные) уезжает около 150 человек. Только благодаря тому, что значительная часть документов между выполняющим рутинную работу по бронированию услуг агентством и другими участниками процесса командирования структурами передается напрямую, удается заметно экономить время. «А наличие у нас детально разработанной тревел-политики ведет и к оптимизации расходов», - отмечает она.
Как полагает руководитель отдела продаж по России Lufthansa Group Слободан Стаменкович, именно отсутствие такого инструмента порой ведет к удорожанию услуг. «У части наших корпоративных клиентов до сих пор нет четко сформированной тревел-политики, которая позволяет грамотно управлять затратами и подчас экономить бюджет», – констатирует он.
В свою очередь, Станислав Костяшкин уверен, что «в России уже давно настала пора перейти от простого бронирования отдельных услуг, предназначенных для деловых поездок, к грамотному управлению их бюджетом».
«Одна из наших основных задач как раз и состоит в том, чтобы сформировать в России тревел-менеджмент как перспективную профессию» - добавляет он.
А его коллега из «Континент Экспресс» Галина Полищук констатирует, что «TMC (тревел-менеджмент компания) перестают быть агентствами, которые заказывают отдельные услуги, и все чаще становятся консультантами, которые могут советовать, как составлять и реализовывать тревел-политику».
Что касается перспектив отрасли, то в ближайшие годы расходы на деловые поездки в России, по данным GBTA, будут расти с ежегодным темпом более 7% и к 2017-му достигнут уровня в $29,77 млрд. После спада, вызванного кризисом 2008 года, рынок деловых поездок в нашей стране в 2012-м преодолел докризисные показатели и достиг уровня $20,439 млрд, а в ближайшие 5 лет ожидается его дальнейший рост со средним темпом 7-8% в год.
Причем в некоторых отраслях экономики это показатель будет значительно выше. Например, в сфере недвижимости прирост расходов на деловые поездки в период с 2013 по 2017 годы ожидается на уровне 11,6%, в строительстве – 10,6%, лизинге и аренде оборудования – 10,3% и т. д.
К таким выводам исследователей подталкивают данные как за время с начала нового тысячелетия, так и сравнение показателей 2012 и 2013 годов. Расходы на деловые поездки в целом по стране, по данным GBTA, с 2000 по 2013 годы возросли примерно в 5,6 раза (с $3,9 до 22,17 млрд), а в российской сфере недвижимости, к примеру, в 2013-м ожидается годовой прирост на 13,9%.