Вице-премьер России Сергей Иванов поручил Росавиации «как можно быстрее» сформулировать ограничения на допуск к регулярным перевозкам авиакомпаний с небольшим парком воздушных судов. Новые правила, которые должны вступить в силу с 1 января 2012 года, затронут 57% российских авиакомпаний. Эксперты считают эти нововведения беспрецедентными в практике мировой авиации и не имеющими экономического смысла, пишет газета «Московские новости». Идею установить своеобразный «ценз» для авиакомпаний, претендующих на выполнение регулярных магистральных рейсов, Росавиация впервые обнародовала 29 июля. В настоящее время предложение ведомства выглядит следующим образом. С 1 января 2012 года на регулярных маршрутах смогут работать только авиакомпании, чей парк насчитывает не менее десяти однотипных воздушных судов, с 1 января 2013-го – не менее 20 однотипных самолетов.
Предполагается, что уход более мелких авиаперевозчиков в нишевые рынки, то есть в чартерные и прочие нерегулярные перевозки, повысит безопасность полетов и стабильность работы воздушного транспорта. Новые правила затронут 57% из 139 официально зарегистрированных сейчас в России авиакомпаний, сообщил глава Ространснадзора Александр Касьянов. По его словам, малые авиаперевозчики не в состоянии на должном уровне обеспечивать безопасность пассажиров.
Концентрация авиатранспортного рынка в России очевидна уже сейчас. Согласно статистике Росавиации, за первое полугодие 2011 года 82,3% авиапассажиров в стране были перевезены 15 крупнейшими авиакомпаниями. Если взять показатель пассажирооборота, который учитывает не только количество путешественников, но и расстояние, на которое они были доставлены, доля 15 первых авиакомпаний окажется еще выше – 87,4%. Примечательно, что оба индикатора выросли на несколько процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. На долю всех остальных 124 российских авиакомпаний вместе приходится от 10 до 20% рынка, в зависимости от того, какой из названных статистических показателей положить в основу подсчета. По замыслу надзорного ведомства, им от регулярных маршрутов придется держаться подальше.
В Росавиации отмечали ранее, что парк крупнейших 15 авиаперевозчиков как раз и соответствует новым критериям, которые, правда, пока четко не сформулированы. «Однотипность» в данном случае не подразумевает, что авиакомпания должна иметь десять самолетов непременно одной и той же модели, – сказал «Московским новостям» представитель Росавиации. – Речь идет о воздушных судах одного класса, примерно совпадающих по размеру и дальности». Более детально говорить о новых требованиях ведомство еще не готово.
Отраслевые эксперты не одобряют инициативу в принципе, по их мнению, новые нормативы не повлияют на повышение безопасности воздушного транспорта. «Этому решению, за которым не стоит экономическая логика, очень трудно найти логическое объяснение», – говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Он уверен, что первым следствием новых правил станет снижение инвестиционной привлекательности воздушного транспорта. «Будет просто невозможно создать новую компанию. Размер необходимых стартовых капиталовложений станет запретительным и для российских, и для иностранных инвесторов», – говорит эксперт.
С ним согласен руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Те компании, которых эти беспрецедентные ограничения коснутся, в шоке. Причем новые меры никак не помогут избежать авиакатастроф. Ни в одной стране мира авиационные власти не оценивают безопасность авиакомпании, исходя из размера или возраста ее парка. Реальное значение имеет только то, насколько точно она выполняет установленные процедуры по поддержанию парка в рабочем состоянии», – говорит он. По словам Пантелеева, «авиакомпании понимают, что в российских условиях, если власти решились на «силовой» передел рынка, противостоять этому невозможно, но все же надеются, что здравый смысл возобладает».