«Недоработок много, но отрасль гостеприимства слушают – и слышат»

Панельную дискуссию 10 марта 2018 года на тему «Развитие гостеприимства в РФ» в рамках «Интурмаркет» представители Минэкономики не посетили. Жаль: отельеры ждали ответов на некоторые вопросы, особенно актуальные с тех пор как туротрасль перешла в ведение этого ведомства.

Раз уж индустрию туризма и гостеприимства признали важной составляющей экономики страны, особое внимание следует уделить ее (отрасли) конкурентоспособности на мировом рынке. Хороший пример - опыт Самары, представленный руководителем Департамента туризма Минкульта Самарской области Михаилом Мальцевым. Регион сделал ставку на ЧМ-2018 – и не проиграл, хоть и вложился в несколько лет напряженнейшей работы. Результаты? Удалось, в частности, «раскрутить» новую символику региона, которая не только запомнилась иностранным гостям, но отныне будет маркировать и наиболее достойные товары региона – продукты питания и т.д. Для сопровождавшей мундиаль культпрограммы создали ряд новых туристических маршрутов, и по ходу их следования модернизировали город: это коснулось фасадов зданий, общего благоустройства районов, сферы общепита, навигации и т.д. В выигрыше и гостиничная сфера: для ЧМ-2018 потребовалось более 7760 номеров, и, как сообщил г-н Мальцев, «мы несколько лет потратили на то, чтобы простимулировать инвестиционный процесс». К мероприятию в области появилось около 20 новых отелей, общий объем инвестиций составил 3,3 млрд рублей. 5* объекты строились во многом при поддержке местного правительства, и эти вложения удалось в итоге «отбить» менее чем за год. Модернизировали и часть имеющегося номерного фонда: администрация региона предоставляла под это субсидии отелям, готовым разместить клиентские группы: сюда «ушло» еще более 200 млн рублей.  В основных транспортных узлах появились новые павильоны ТИЦ;, создано мобильное приложение на пяти языках, с возможностью покупать электронные билеты в музеи и получать скидки в ресторанах и т.д. Результат? Сейчас мобильным приложением пользуются более 11 000 человек, причем не только иностранцы. «Вишенка на торте» - минимум негативных отзывов о размещении туристов гостиницах Самарской области. Вернее, почти полное их отсутствие.

Любопытный опыт, который стоит перенять: на период фестиваля администрация работала в связке с туриндустрией. Поскольку в Самару съехались представители более чем 140 стран, за каждым органом исполнительной власти закрепили группу болельщиков одной из них. Что позволило вовремя реагировать на любые их запросы и изменения планов: например, колумбийцы надумали арендовать на ночь развлекательный центр –так бесплатные трансферные автобусы подгоняются именно туда. Что уберегло и гостей, и жителей города от любых возможных недоразумений. «В итоге ни одного серьезного нарушения на территории региона в период ЧМ не зафиксировано», - заверил Михаил Мальцев. А подводя итоги, подтвердил, насколько серьезным может быть вклад туризма в экономику региона: «По итогам 2018 года сегмент F&B в бюджет области уплатил практически вдвое больше налогов, объекты культуры – почти втрое больше. Так что даже при повышении объема услуг всего на 20-30% рост налогов может быть кратным».

Председатель Ассоциации Отельеров Крыма, ген.директор «Мрия Резорт» Грант Бабасян в своем  выступлении сделал упор на «экономику впечатлений» как удачный шаг. Приведя в пример свое детище - единственный в РФ японский сад: «Мы сомневались, не станет ли он тем проектом «Мрия Резорт», который будет генерировать одни убытки. Однако интерес туристов оказался столь высок, что теперь мы открываем рядом японский ресторан и магазин японских товаров». Нет смысла демонстрировать гостеприимство локально, - пояснил г-н Бабасян. - Отель может быть сколь угодно хорош, но если его окружение не соответствует тому же уровню – стремления гостя вернуться сюда можно не ждать. Если же туристу понравится не только гостиница, но и окрестности, - он охотно раскошеливается. Также Грант Бабасян настоятельно рекомендовал уделить внимание обучению «бизнеса» и «власти» командной работе, «с повышением туристических компетенции всех, кто в этой сфере задействован: не только сотрудников отелей. Чем, впрочем, уже занялись Ростуризм совместно с Минэкономики». А еще надо как-то объединить локальные рабочие группы и тематические ассоциации, которых сейчас чуть ли не сотни, а действуют они разрозненно: «Михаил Мальцев продемонстрировал, что даже с небольшими бюджетами можно реализовать интересные проекты. Вопрос в том, кто стоит во главе: именно от этих людей все и зависит».

Член Экспертного совета Госдумы РФ по развитию туризма,  директор группы компаний «Отель Эксперт» Маргарита Немоляева подчеркнула важность внедрения так называемого «индикативного планирования» - практики, в РФ пока не знакомой, но популярной на западе. Где государство указывает, в какое конкретно средство размещения нужно вкладывать деньги, с учетом его важности для региона или страны в целом. Оно же определяет звездность, местоположение отеля и т.д. И согласным именно за этот проект обеспечивают субсидии либо иные льготы.

Новая система классификации средств размещения в РФ тоже должна эволюционировать с учетом изменения структуры и спроса, и материальной базы, и появления новых типов размещения. Недавно в четвертом чтении закона в его тексте наконец появились «апартаменты», «гостиницы в культурных объектах» и некоторые другие. Последняя редакция Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ, наконец-то озвучила термин «хостел» - хотя судьба хостелов сейчас и так висит на волоске (помним про закон о запрете их в жилых помещениях...)

На тему Положения под редакцией Минкульта, отчасти скопированного с национальной французской системы классификации отелей, но с усложнениями, высказалась и президент Ассоциации отелей Казани и республики Татарстан Гульнара Сафина. «О грустном: минусов больше. А именно: Положение требует доработки в контексте понятийного аппарата и определения видов гостиниц». Также, по мнению спикера, надо срочно начать работу по порядку аккредитации, разработке ППГУ с учетом международных норм, а также заняться институтом экспертизы (кодекс эксперта, правила аудита с применением методики «тайного гостя» и т.д.). По-прежнему размыты определения видов гостиниц, отсутствуют понятия «гостевой дом», «комплекс апартаментов». Странно смотрится требование «в 4-5* ресторан не должен быть в одном здании с отелем» и рекомендация «3* могут обойтись без пункта питания».

Из плюсов: вычеркнуто требование обязательного «козырька» над входом отеля для защиты от атмосферных осадков, который либо порой дико смотрелся на фасадах исторических зданий, либо его было невозможно установить. Учтены замечания по жилым площадям: убрана появившаяся в 2014 году ошибка, где для 4* вместо привычной 12-15 кв.м без учета санузла вдруг откуда-то появились 14-16 кв.м, что привело в ужас владельцев уже построенных и действующих отелей, вынужденных из-за этого недоразумения пересматривать «звездность» (сейчас ошибку исправили, ко всеобщему облегчению). Откровенно несуразное требование «14 вешалок на одного гостя в номере категории «стандарт» уменьшили до адекватного количества «7 вешалок на человека». Также учтены интересы отелей, прошедших классификацию до 31.12.2018 года: эти результаты теперь можно вносить в реестр. Но самый главный результат, по мнению Гульнары Сафиной, - то, что «…в целом с нынешним Положением о классификации гостиниц, утвержденному Дмитрием Медведевым, вполне можно «работать». Самое важное – то, что дверь – не закрыта: отмечу корректное и конструктивное общение Минэкономразвития с экспертным сообществом, отрасль слушают и слышат. Это радует».

Кристина Голубева, специально для "Питер-Т"

Фото Desert-man.org.ua

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Отели и недвижимость»

Апрель 11, 2024 - 17:02

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко провел совещание по реализации проектов туристической инфраструктуры с использованием механизма льготного кредитования, инициированного Президентом.

 

Апрель 10, 2024 - 15:48

Курорт The St. Regis Maldives Vommuli Resort представляет новое специальное предложение «Идеальные семейные каникулы», (‘Ultimate Family Summer Escape’), которое позволит семьям провести запоминающийся совместный отпуск на Мальдивах.

 

Апрель 8, 2024 - 13:56

Dubai Holding и Ennismore официально заявили о стратегическом партнерстве с целью запуска престижного бренда Delano в Объединенных Арабских Эмиратах.

 

Апрель 2, 2024 - 19:19

Объекты культурного наследия Петербурга следует активнее вовлекать в культурную, социальную и туристическую жизнь города.