Необычный, но удачный театральный эксперимент «Молодежки»

Появление пьесы американского драматурга Дона Нигро «Звериные истории» в репертуаре Молодежного театра событие необычное. Потому что главные герои постановки, что понятно из названия, не люди, а «братья наши меньшие». И, конечно, это не детский спектакль. У него даже ограничение по возрасту 18+.

     Чтобы говорить о пьесе, необходимо несколько слов сказать о ее авторе, который этого более чем заслуживает. Дон Нигро написал 454 полноразмерных одноактных пьесы. Cреди героев его театральных произведений Никколо Макиавелли, Христофор Колумб, Николло Паганини, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Эрнест Хемингуэй, Джон Фицджеральд, Никола Тесла. Удивительно то, что в этой достойной компании нашлось место и нашим великим соотечественникам: Пушкину, Чехову, Константин Толстому, Гоголю, Достоевскому, Мандельштаму. Подчеркну еще раз, что речь идет о главных героях. Я перечислил далеко не всех.

     Анализируя драматургическую деятельность Дона Нигро, можно сделать устойчивый вывод: для него содержание приоритетней формы.  Главное достижение этого автора — умение рассказать историю именно в театральном формате через потрясающие диалоги и монологи героев, их внутреннюю рефлексию.

     Мне удалось прочитать только одну пьесу, после которой я понял, что этот пробел необходимо устранить как можно быстрее. В ходе видеоконференции с творческим коллективом театра Дон Нигро поделился мыслями том, что к написанию пьесы его вдохновило наблюдение за домашними животными на своем ранчо. В послесловии к пьесе он говорит:  «Я всегда ладил с животными лучше, чем с людьми... Любой, кто думает, что собака или кошка напрочь лишены разума и эмоций, по моему разумению, сильно заблуждается, и заблуждение это вызвано жуткой пустотой его собственной эмоциональной жизни, а может, человек этот просто не обращает на животных никакого внимания».

   Оригинальный текст «Звериных историй» — это сплошная прямая речь ее персонажей. Диалоги и монологи животных о смысле своего бытия, о замысле творца по их земному предназначению!  И, конечно, все размышления героев очень человеческие. После прочтения ты окончательно понимаешь разницу между писателем и театральным драматургом. Автор пьесы, что очень хорошо иллюстрирует данный случай, оставляет пространство для оригинального режиссёрского решения. Драматург словно дает сигнал постановщику: «А теперь Ваш выход, маэстро…»  И Семен Спивак очень бережно и деликатно принимает в дар этот экспериментальный авторский труд, обрамляет его очень современной и динамичной режиссурой, глубокими и очень точными актерскими работами, дополняя спектакль своим творческим видением сверхзадачи постановки.

   В результате такого творческого союза и вдохновения мы получаем 2 вариации одной пьесы с двумя актерскими составами «Браво» и «Бис» без унизительного разделения на первый и второй.  Не зная этого факта, придя второй раз на спектакль, я понял, что смотрю другую версию постановки с некоторыми изменениями как в последовательности, так и раскрытии сценических образов. В итоге получилось два разных спектакля, в которых задействована половина труппы театра.

   10 историй, которые в первоисточнике были изложены в последовательной форме, на большой сцене Молодежного театра превращаются в единое целое, в гуманистическое послание людям от окружающего мира, а в отдельных моментах в целый манифест. И это только первый пласт. В поступках и смыслах героев зверушек практически сразу начинают проступать человеческие черты, вызывая у зрителей весь эмоциональный набор от легкой грусти до светлой радости. Это подтверждает приз общества зрителей «Театрал» за яркое сценическое воплощение актуальных человеческих проблем через призму поведения животных.

     Как признанный мастер, Семен Спивак не избежал искушения через героев своих спектаклей обращаться к Творцу с вопросами о сложности божественных замыслов. Но в ходе спектакля он сам отвечает на все свои вопросы сценическим языком в виде припева из песни БГ «Господу видней».

     Очень сложно выделить отдельные актерские работы или сценическое решение какой-либо из десяти новелл. У каждой свое место в этом театральном уравнении. Может быть только история мыши в исполнении Эмилии Спивак впечатляет своим визуальным эффектным воплощением.

   Последняя история спектакля, поданная в фирменном спиваковском стиле, объединяет все предыдущие и эмоционально оглушает зрителя, заставляя его непроизвольно встать и аплодировать изо всех сил как всегда снова и снова!

Андрей Крыжановский

Фото rg.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «События»

Март 28, 2024 - 18:19

Обновленный график выставок в Эрмитаже в 2024 году.

 

Март 28, 2024 - 03:39

Премьера! Музыкальный спектакль «Приключения капитана Врунгеля»

 

Март 27, 2024 - 21:17

Великая княгиня Мария Павловна (1854 — 1920) — супруга третьего сына императора Александра II — великого князя Владимира Александровича, генерала от инфантерии, члена Государственного Совета, Президента Академии Художеств в 1876–1909 гг.

 

Март 27, 2024 - 03:16

С 29 марта по 14 апреля 2024 г. в рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников» пройдет Всероссийская акция «Семейные традиции», приуроченная к Году семьи и направленная на популяризацию традиций народов России.