На этой неделе Комитет по вопросам собственности внес на рассмотрение Госдумы РФ свой проект поправок в законодательство, касающийся введения саморегулирования на туристском рынке. По замыслу инициаторов законопроекта, этот механизм позволит единовременно решить целый комплекс проблем: профессиональные сообщества получат возможность разрабатывать стандарты деятельности и устанавливать прозрачные правила поведения на рынке, контролировать их исполнение и определять критерии надежности туроператоров. Как считают авторы поправок, через систему саморегулируемых организаций (СРО) государство получит возможность снижать свои расходы на регулирование туротрасти. Снижение бюджетных затрат в первую очередь произойдет за счет того, что, согласно законопроекту и в соответствии с общими принципами саморегулирования, существующая государственная функция по ведению реестра туроператоров будет заменена функцией по ведению реестра членов СРО.
Сами участники рынка давно поддерживают идею саморегулирования. Однако к ее реализации у экспертов по-прежнему есть довольно много вопросов.
Так, законопроект предлагает разрешить допуск на рынок только тех туроператоров и турагентов, кто входит в состав СРО. Зарегистрировать можно объединения, участниками которых являются как минимум 50 юридических лиц, сформировавших компенсационный фонд в размере не менее чем 100 тыс. рублей с каждого члена. Эти деньги должны позволить оперативно решать проблемы, возникающие у российских туристов за рубежом. При этом участие в СРО не отменяет необходимости каждой компании иметь предусмотренное действующим законодательством финансовое обеспечение.
Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин рассказал RATA-news, что экспертной группой был проведен экономический анализ предложенной финансовой схемы. «Туроператору-члену СРО за работу на рынке дополнительно придется платить порядка 400-550 тыс. рублей ежегодно. Это не только деньги компенсационного фонда, но и административные расходы на содержание аппарата СРО (он нужен, чтобы проводить аудиторскую проверку, представлять интересы СРО в судах и прочее), плюс отчисления на верхний уровень национального объединения СРО, создание которого также предусмотрено законопроектом», – пояснил г-н Барзыкин. В итоге, по его словам, расходы среднестатистической компании сразу вырастают в 10-15 раз. Для турагентств расходы будут меньше, но тоже существенные.
Отсюда, как считает вице-президент РСТ, возникает минимум две проблемы: рост цен на туристические услуги, снижение рентабельности и конкурентоспособности этого вида бизнеса. «Всего этого можно избежать, если на уровне СРО также будет сделано разграничение видов туроператорской деятельности, – сказал Юрий Барзыкин. – Не секрет, что на выезде происходит гораздо больше ЧП, чем на внутреннем рынке или на въезде. Где логика, когда туроператор, работающий по России, вынужден платить за вывоз туристов с Мальдив или Египта?». В качестве примера, г-н Барзыкин приводит Великобританию, где в компенсационный фонд платят только те, кто отправляет туристов авиаперевозкой.
Одинаково большая для всех сумма платежа за членство в СРО, по мнению собеседника RATA-news, напротив, грозит сокращением числа игроков на рынке и уходом компаний в «серые» схемы, что никак не вяжется с защитой интересов туристов.
Эксперт также полагает, что при взносе в 100 тыс. рублей с одного члена СРО из 50 компаний получившейся суммы компенсационного фонда – 5 млн. рублей – все равно не хватит для помощи туристам, так как по закону эти средства можно использовать и для вывоза туристов, и для выплат компенсаций тем, кому не хватило финансового обеспечения.
«Мы за использование элементов СРО, но это должен быть хорошо продуманный механизм. При этом государство не должно уходить из этой сферы, поскольку на кону стоят вопросы безопасности потребителей», – подчеркнул Юрий Барзыкин. По его мнению, нужно сначала проработать механизм оперативной эвакуации туристов, возмещения за неисполнение договора и другие схемы помощи потребителям, и только потом передать эти инструменты бизнесу.
Быть или не быть СРО в туризме, станет ясно, скорее всего, после осенней сессии Госдумы, когда будет рассмотрена соответствующая поправка. Вице-президент РСТ также выразил надежду на то, что в процессе обсуждения законопроекта у бизнеса еще будет возможность внести свои предложения.