Алтайская региональная ассоциация туризма (АРАТ) выиграла грант мэрии Барнаула на проведение детских автобусных экскурсий по городу.
Для туристского объединения это был первый опыт участия в конкурсе на государственную грантовую поддержку, который ассоциация намерена продолжать. Впрочем, в АРАТ признают, что участвуют в социальных проектах города не с целью заработать, а для того, чтобы заявить о возможностях ассоциации и поддержать своих членов, работающих в малодоходном сегменте турбизнеса.
Конкурс для некоммерческих организаций Барнаула городская администрация объявила весной. Отрабатывать средства гранта победители будут в сентябре. Общий фонд конкурса составил около 1,5 млн рублей, на каждый из его проектов выделили по 80 тысяч рублей. Среди восьми номинаций одна посвящена юбилею краевого центра, которому в сентябре исполнится 285 лет. Именно в номинации «Барнаул – город мой!» АРАТ и представила свой проект. «До 30 сентября мы должны провести 12-14 обзорных экскурсий по Барнаулу для детей-сирот и ребят из малообеспеченных семей, – рассказала STI Анна Шершнева, пресс-секретарь АРАТ. – У нас есть список детских домов по Алтайскому краю. Мы разошлём им приглашения, сейчас формируем группы из желающих». До 30 ноября АРАТ должна сделать описательный и финансовый отчёт о потраченных средствах.
По словам Анны Шершневой, на каждую номинацию претендовали три-четыре городских НКО. Для участия необходимо было заполнить объёмную заявку, приложить список документов. В администрации заявки оценивали в соответствии с длинным списком критериев: учитывался опыт работы организации, актуальность проекта, новизна идеи, соответствие целей и предполагаемых результатов заявленной теме. Всеми формальностями при работе с грантом занималась ассоциация – турфирмам-членам АРАТ необходимо было только изъявить желание в случае победы использовать средства по назначению. Однако на предложение ассоциации откликнулись только две компании из 33: «Алтайтурист» и «Арго».
В руководстве АРАТ затруднились сказать, почему желающих оказалось так мало. Среди возможных причин – отсутствие экскурсоводов в фирмах и невысокая рентабельность проекта. Эксперты сетуют, что организация детских экскурсий в России в рамках действующего законодательства была и остаётся непростым делом. «Главным образом при организации таких экскурсий нужно тратиться на специалистов-экскурсоводов, которых у нас большой дефицит. Сложности есть и с транспортом, – отмечает Ирина Слесарева, директор компании «Арго». – Невозможно сделать так, чтобы сегодня заказали экскурсию для детей – завтра поехали. Заявку в ГАИ надо подавать не позднее чем за 10 дней. «Горячих экскурсий» не бывает. К автобусам есть требования: они должны быть новыми и по-особому оборудоваными. Но, конечно, на многие нюансы в ГАИ закрывают глаза, потому что понимают, что иначе дети смогут ездить только на трамваях: у нас почти нет транспорта, который соответствовал бы всем нормативным требованиям по перевозке детей».
Автобусные экскурсии для детей ассоциация, прежде всего, рассматривает как социальный проект. «Мы предложили участвовать всем членам, - добавляет Наталья Гордеева, президент АРАТ. - Назвать эту деятельность доходной просто язык не поворачивается. Здесь скорее берёшь объёмом, и можно судить о том, насколько у кого развита экскурсионка». Финансовое обеспечение гранта – не основной мотив, побудивший ассоциацию к участию в конкурсе, отмечает собеседница STI. «Для АРАТ – это возможность проявить себя в деле, - констатирует руководитель АРАТ. - Такие субсидии – ежегодная практика. Но я впервые в этом году узнала о существовании таких конкурсов для некоммерческих структур. Думаю, в дальнейшем примем участие и в других конкурсах. В этом году участвовавших НКО было много, и те, кто правильно собрал документы, победили. Ничего сложного здесь нет».
Грантовые средства будут направлены на оплату работы эскурсоводов, аренды транспорта и налогов. В среднем одна экскурсия займёт два-три часа. В детские дома региона уже направлены приглашения.