Невозвратные билеты

Верховный суд России приступил к рассмотрению дела о законности приказа Министерства транспорта РФ, разрешающего авиакомпаниям удерживать комиссию за возврат билетов. Заявление в высшую судебную инстанцию в защиту всех пассажиров отечественных перевозчиков подала петербурженка Светлана Прусова. Она ссылается на действующий уже больше двенадцати лет Воздушный кодекс РФ, гарантирующий каждому пассажиру право отказаться от полета не менее чем за 24 часа до отправки и получить обратно всю уплаченную за перевозку сумму. Однако на практике авиакомпании уклоняются от исполнения этого требования. Некоторые вводят штрафы за возврат билетов, которые порой составляют существенную часть их стоимости. Например, у авиадискаунтера «Скай Экпресс» штраф превышает 500 рублей, а авиакомпания «Россия» (ранее – одноименное ГТК и «Пулково») взимает с нежелающего лететь до 15 евро. При этом перевозчики ссылаются на утвержденную Министерством транспорта РФ инструкцию по расчету тарифов. Она предусматривает, что при добровольном отказе пассажира от полета ему не возвращаются сборы за бланки билета, ордера и квитанции, а также взимается еще и некая плата «за операции по аннулированию бронирования перевозки» и т.д. Причем никакими суммами (абсолютными или относительными) размер этих сборов не ограничен. «Фактически спорная норма лишает пассажиров защиты и права на возврат всей уплаченной за перевозку суммы», – убеждена Светлана Прусова. Пока судебные инстанции, рассматривающие конкретные споры потребителей, считают действия авиакомпаний по удержанию комиссий (штрафов) законными. Рассмотрение дела в Верховном суде России назначено на середину мая – тогда же будет известна и позиция чиновников относительно предъявленного петербурженкой требования. Хотя очевидно, что работники транспортного ведомства, возглавляемого бывшим руководителем «Аэрофлота», будут защищать интересы перевозчиков. Ведь еще в проекте Федеральных авиационных правил, утвержденных в 2007 году, указывалось на возможность взимания штрафов при возврате «дешевых» билетов. Эта норма была отклонена экспертами Минюста, хотя попала в некоторые правовые системы как окончательная версия правового акта. Независимые специалисты рынка считают нужным искать «золотую середину»: «Справедливо было бы законодательно урегулировать политику авиакомпаний в отношении удержания при возврате билетов: не требовать 100-процентной выплаты, как предусмотрено законом и настаивают заявители, но и не допускать злоупотребления и удержания порой 100-процентного штрафа, как сейчас, – полагает Роман Захаров, главный редактор отраслевого журнала «Линия полета». – Поэтому появление иска в Верховном суде РФ вполне закономерно: налицо как правовая, так и правоприменительная коллизия. Авиакомпании трактуют нормы в свою пользу, а пассажиры требуют их понимать в соответствии с собственной выгодой. Чтобы примирить обе стороны, следует форсировать общественное обсуждение возможности легального существования в России невозвратных тарифов. Правда, ввиду отсутствия у нас широкой конкуренции на многих направлениях и других особенностей российского рынка гражданской авиации, не факт, что они позволят резко снизить стоимость перелета», – убежден эксперт. Напомним, что именно спорная норма Воздушного кодекса РФ о возврате всей цены перевозки считается одной из причин, препятствующих выходу на отечественный рынок авиадискаунтеров. В западной практике даже так называемые «дешевые» перевозчики (law-cost) предлагают два тарифа, отличающиеся порой в несколько раз. Более дорогой предусматривает возможность возврата билета или изменения его условий (даты вылета и пр.), тогда как купившие дешевый перелет должны или заплатить внушительный штраф, или могут выкинуть билет.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Ноябрь 22, 2024 - 17:53

Нас опять пугают: из-за технических проблем перестали летать половина из импортных Airbus neo — 34 из 66 таких бортов, которые есть в наличие у российских авиакомпаний. О чем вообще речь и насколько это страшно для обычных авиапассажиров?

Что это за самолеты.

Сразу уточним для уже испугавшихся, что вдруг в России летать больше не на чем: речь не о всех «эйрбасах», как уже сообщили некоторые телеграм-каналы. А об определенных, самых новых, модификациях двух конкретных моделей среднемагистральных самолетов — А320neo и A321neo.

Чтобы было понятнее, у «Аэрофлота», например, как следует из данных на его сайте и портале Росавиации, насчитывается 93 А320 и А321 разных модификаций. Из них только 8 - именно Neo.

 

Ноябрь 21, 2024 - 07:12

25 ноября авиакомпания Etihad Airways объявит о масштабном расширении полетной программы – перевозчик добавит в маршрутную сеть еще 10 пунктов назначения.

 

Ноябрь 18, 2024 - 22:05

Впервые в истории празднования российского Нового года день рождения Деда Мороза прошел в небе – во время выполнения рейса «России» (Группа Аэрофлот) 18 ноября.

 

Ноябрь 18, 2024 - 20:58

Etihad Airways готовится к важному этапу в своей истории: авиакомпания включит в свою маршрутную сеть десять новых направлений.