Неожиданно выяснилось, что часть оформлявшихся у нас в турагентстве в прошлые года клиентов – так называемые сотрудники «силовых ведомств», работники правоохранительных органов и военные. Где работают наши клиенты, мы чаще всего не знаем.
Для абсолютного большинства направлений из Новосибирска - Турция, Египет, Таиланд, Вьетнам, Бали - клиенты приносят только загранпаспорта. Мы не банки, выдающие кредиты, кем трудятся наши клиенты, нас не интересует, если только они не работают в салоне по наращиванию ресниц.
О силовиках выяснилось так: они не пришли оформляться на летние зарубежные поездки. И в телефонных разговорах объяснили причину.
-Приказ.
-Что за приказ?
-О невыезде за рубеж.
-Есть бумага?
-Что Вы, конечно, он изустный.
-И?
-Нет, нельзя. Не будет компенсации авиабилетов после поездки, а то и вовсе уволят за ослушание.
-М-да, серьезно.
Запретили-с. Сверху. Устно. Им, и их семьям, и их детям.
Похожий диалог случился у меня в здании ДПС, куда была вызвана в качестве свидетеля дорожного происшествия. Здание старое, коридоры неремонтированные, комнатка небольшая со старой мебелью, тесная для трех столов, заваленных бумагами.
-Почему вы не заполняете протокол на компьютере? - осведомилась у милой и доброжелательной сотрудницы.
Компьютер стоял c ней рядом. Как и принтер.
-Бумаги нет, - просто объяснила она и добавила – Да и картриджей не напасёшься.
Зато бланков, на одном из которых она записывала мои показания синей шариковой ручкой, было хоть завались. Очевидно, еще остались с советских времен. Я прониклась её ситуацией, и мне захотелось сделать для неё что-то приятное. Вытащила визитку и протянула ей:
-Соберётесь на отдых, обращайтесь, я с удовольствием подберу Вам подходящий тур.
-Ой, что Вы, нам нельзя, мы в этом году невыездные.
На улице май 2014 год, а похоже на феодализм времен расцвета крепоcтного права. Cпустившееся сверху «не рекомендовано», прошедшее многомыслимую интерпретацию, превратилось в жесткое, своевольное, глумливое и изнывающее «не-не-зя-зя…». Подневольность нового образца.