Демпинг как один из способов ведения туристического бизнеса, похоже, укоренился в головах многих руководителей компаний и, конечно, вызывает пристальный интерес их клиентов. Страдают от него, в первую очередь, сами «разносчики болезни» – туроператоры, работающие на массовых направлениях. Касается ли это других участников рынка? RATA-news решила поинтересоваться у нишевых компаний, повлиял ли на их деятельность демпинг, свирепствовавший минувшим летом на рынке популярных пляжных направлений. Уходят ли от них клиенты, соблазнившись более дешевыми предложениями? Как и следовало ожидать, нишевики в значительно меньшей степени подвержены негативному воздействию этой разрушительной тенденции.
Некоторые эксперты упомянули, что чувствуют влияние демпинга, уже не первый год теряя небольшой процент клиентов. В нескольких компаниях отметили наличие демпинга внутри своего сегмента рынка. Среди конкурентов, дающих заниженные цены, называли и интернет, в который «уходят» некоторые индивидуалы. Но в целом демпинг на массовых направлениях либо вообще не касается нишевиков, либо затрагивает их крайне незначительно. Сколь-нибудь заметного оттока клиентов не наблюдают ни в одной из опрошенных компаний. Они практически не сталкиваются с избытком перевозки и, соответственно, с горением мест. В общем, крепко стоят на ногах.
Разумеется, и у нишевиков есть свои проблемы. Например, и в этом сегменте актуальна тема необоснованных скидок. Наши респонденты называют это недобросовестной конкуренцией: многие турфирмы готовы дать клиентам скидку в размере агентской комиссии. По мнению участников опроса, такие компании вводят клиента в заблуждение, заставляя думать, что беспрецедентно низкая стоимость тура и есть его реальная цена, а в другой фирме их просто обманывают. Как заметила одна из экспертов, в результате «люди сидят и ждут халявы».
Естественно, практически любой потенциальный турист внимательно относится к цене продукта и при выборе тура чаще всего ориентируется именно на его стоимость. Однако клиент нишевой компании заметно отличается от потребителя массовых туруслуг. Как правило, это обеспеченный человек, который точно знает, чего хочет, и понимает, что качественный эксклюзивный продукт не может стоить «копейки».
Но рынок есть рынок. Большинство опрошенных отметили, что регулярно сталкиваются с сезонными провалами продаж. Правда, они готовятся к этому заранее, понимая, что у каждого направления есть свой высокий сезон, когда есть возможность заработать. Видимо, поэтому прогнозы экспертов на зимний период отличались оптимизмом и надеждой на успешные продажи.