Межведомственная комиссия при Минтрансе сняла с рассмотрения заявки авиакомпаний «Северный ветер» (бренд – Nordwind Airlines) и «Икар» (Pegas Fly) о выдаче допуска на регулярные полеты в Турцию, сообщил представитель Росавиации.
«Северный ветер», согласно документам службы, запрашивал допуск к полетам семь раз в неделю в Стамбул и Анталью из девяти городов (Омск, Челябинск, Пермь, Самара, Уфа, Казань, Нижний Новгород, Воронеж, Волгоград), «Икар» – на рейсы дважды в неделю в Анталью из шести (Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Самара, Пермь, Уфа).
Заявки были сняты по предложению председателя комиссии (замминистра транспорта Валерия Окулова. – «Ведомости») без объяснений, все согласились, рассказал федеральный чиновник: «Видимо, потому, что это была попытка обойти запрет на туристические полеты в Турцию, и ее решили пресечь». Туроператор может продавать места на регулярных рейсах и при соблюдении ряда условий услуга может не считаться турпакетом, утверждает топ-менеджер турагентства.
В комиссию по допуску перевозчиков на международные маршруты входят представители многих ведомств, но большинство – у Минтранса и Росавиации, поэтому решения, по сути, принимают они, рассказывал сотрудник ФАС.
Чартерные рейсы и продажа турпутевок в Турцию запрещены указом президента с 1 декабря 2015 г. – после того, как в ноябре турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик. Турция на тот момент была самым популярным направлением у российских туристов (см. график).
В «Северном ветре» и «Икаре» не ответили на запрос «Ведомостей». Минтранс перенаправил с вопросами в Росавиацию.
Nordwind не собиралась открывать регулярные рейсы в Турцию и обратилась за назначениями на будущее по примеру некоторых компаний: «Победа» получила назначение в Киев уже после прекращения авиасообщения с Украиной, говорит менеджер Nordwind. В будущем, когда запрет на Турцию будет отменен, регулярные назначения позволили бы привлекать более дорогого пассажира, иметь постоянные удобные слоты, повышать качество туристического продукта, добавляет он. Не один «Икар», а еще 3–4 авиакомпании обратились за допусками на турецкие направления, чуть раньше допуск в Турцию получили «Уральские авиалинии», говорит менеджер «Икара».
В конце марта Росавиация разрешила выполнять семь раз в неделю полеты в Анталью «Уральским авиалиниям» – из Казани, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону, но в тот же день сообщила, что не планирует допускать компанию до полетов. Авиакомпания тогда сообщала, что не планирует выполнение полетов по турецкому направлению до урегулирования политической ситуации между Россией и Турцией.
У Nordwind есть назначения в Даламан, но летать туда компания не собирается до отмены запрета, говорит ее менеджер. Допуск был получен до запрета, компания не планирует организацию новых регулярных и чартерных рейсов в Турцию до снятия ограничений, сообщил представитель Росавиации со ссылкой на письмо компании.
Бенефициар «Северного ветра», согласно ЕГРЮЛ, – Каринэ Букрей. Она же в 2013 г. была совладельцем одного из крупнейших туроператоров, «Пегас туристик», вместе с Рамазаном Акпынаром (80%), сейчас компания принадлежит «Пегас туристик ю кей лимитед». «Икар», по данным ЕГРЮЛ, принадлежит Ванде Букрей.
Наличие у одного из партнеров допуска к регулярным рейсам в условиях запрета продажи турпутевок в Турцию для туроператора ничего не меняет, говорит гендиректор «Пегас туристик» Анна Подгорная. До введения ограничений на Турцию приходилось около 50% продаж компании.