"Норильский никель" продает авиакомпанию "Нордавиа" совладельцу группы "Гута" и авиакомпании Red Wings Сергею Кузнецову, пишет газета "Ведомости" в пятницу со ссылкой на источники, близкие к сделке.Сама сделка может быть закрыта в пятницу, 18 марта.
"Нордавиа" специализируется на перевозках пассажиров из Северо-Западного федерального округа по России, в том числе в Москву, на черноморские и северокавказские курорты. Аэропорты базирования — Москва и Архангельск. "Норникель" купил авиакомпанию в 2011 г. у "Аэрофлота" за $7 млн (ее долги тогда составляли $228 млн), сейчас в парке девять самолетов Boeing-737-500. В 2015 г. пассажиропоток "Нордавиа" сократился на 4% до 727,6 тыс. человек (21-е место в России). В январе авиакомпания перевезла 50,12 тыс. человек (18-е место), отмечают "Ведомости".
"Свой пока единственный авиационный актив — Red Wings — совладелец группы "Гута" Кузнецов купил вместе с инвестгруппой GHP Марка Гарбера в 2013 г. за 1 руб. (доли между ними не раскрываются). Red Wings эксплуатирует только российские самолеты — семь Ту-204 и пять ближнемагистральных Sukhoi SuperJet 100. В 2015 г. Red Wings увеличила перевозки на 12%, до 1 млн человек, в составе одной группы эти авиакомпании заняли бы 12-е место по пассажиропотоку", — пишет газета.
Цена "Нордавиа" скорее всего символическая, так как ее долги превышают возможности зарабатывать, говорит менеджер одной из авиакомпаний. По данным "СПАРК-Интерфакса" на конец 2014 г. долг перевозчика перед банками составлял 11,8 млрд руб., еще 0,5 млрд руб. она была должна поставщикам и подрядчикам.
При прежнем гендиректоре "Норникеля", Владимире Стржалковском, компания планировала объединить "Нордавиа" с другой "дочкой" — "Таймыр" (летает под брендом Nordstar), чтобы осуществлять перевозки в ключевых регионах присутствия металлургической компании — Красноярском крае и Мурманской области. Но этому помешала ФАС, по мнению которой слияние могло ограничить конкуренцию и "усилить доминирующее положение" "Таймыра", в том числе на маршрутах, по которым летают обе авиакомпании — между Нарьян-Маром, Архангельском и Мурманском.
В 2013 г. совет директоров "Норникеля" утвердил стратегию, предполагавшую продажу низкодоходных и непрофильных активов, к которым были отнесены обе авиакомпании. Однако "Таймыр" остается у "Норникеля", сказал "Ведомостям" источник, близкий к последнему.
С уходом "Трансаэро" конкуренция снизилась – и многие перевозчики стараются расширяться за счет открытия новых маршрутов, сеть "Нордавиа" дополнит сеть Red Wings, считают эксперты.