Горы в шапках молочного тумана и живописные барханы, роскошные мечети, вечная красота персидских крепостей и остатки военной мощи советской эпохи — даже за несколько дней Северный Кавказ покоряет путешественника навсегда. Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия — о таких близких, но разных республиках — в материале РИА Новости.
Рейс Москва — Владикавказ не самый загруженный: небольшой, но очень комфортный самолет Embraer — полупустой. Два с половиной часа в небе, и мы на месте.
Владикавказ сначала был русской крепостью при строительстве Военно-грузинской дороги. Этимология названия простая: «владей Кавказом». Но на пешеходной экскурсии по городу ничего из военной истории не показывают. Рассказывают про модернизм, искусство, меценатов и неоготику. Вот, например, лютеранская церковь начала прошлого века — уникальное для региона здание. Сейчас там филиал Мариинки.
Памятники тоже любопытные. Грустного и уставшего Александра Пушкина в повозке, запряженной волами, узнаешь только по цилиндру. Поэт проезжал здесь дважды.
Михаил Булгаков тут завершил карьеру врача и стал писателем. Его статуя недалеко от дома, где он снимал квартиру. Видимо, чтобы сразу узнали, компанию ему составил бронзовый кот. Парочка расположилась на проспекте Мира, одной из главных улиц города. Тут и здания в стиле модерн, и музеи, и туристические магазины.
В местных кафе обязательно попробуйте знаменитые осетинские пироги. Подают на большом блюде, причем три сразу. Это традиция, два — только на поминках.
Гостиница, названная в честь города, подарит отличные виды на Терек — правда, если повезет с номером. Но главные красоты — впереди.
Путь в Чечню из Осетии лежит через Ингушетию. Если захотите полюбоваться Ассинской долиной с горы Цей-Лоам, приготовьте паспорт. Дорога проходит недалеко от границы с Грузией, пропускной режим очень серьезный.
Деревья, уже покрытые белым инеем, выглядят по-новогоднему нарядно, горы прячутся в молочном тумане. Их вершины особенно эффектны на фоне ярко-голубого неба. Погода переменчивая, солнце наверняка выглянет.
Некоторым башням в Ингушетии больше трех тысяч лет. Они разные — сторожевые, боевые, жилые. Гид Магомед говорит, что за проступок офицера или солдата могли сослать сюда на два года. Зато потом — если выживет — все обвинения снимали.
Богач, решивший построить боевую башню, должен был сделать это за год, иначе — позор и изгнание из тейпа, самое страшное для ингуша.
Ну и о похищении невест. Магомед предупреждает, что в Ингушетии с 2015-го, даже если девушка не против, это серьезное преступление, за которое полагается шестизначный штраф.
В Чечне за кражу невесты тоже придется выложить миллион. Да и вообще с девушками там стоит вести себя осторожно: не подходите к незнакомкам, не фотографируйте их.
Мечеть «Сердце матери» имени Аймани Кадыровой в городе Аргун выдержано в стиле хайтек. Вечером здание, обрамленное садом, эффектно подсвечивается.
«Гордость мусульман» имени пророка Мухаммеда в Шали открылась в августе 2019-го. Это самая большая мечеть в Европе, абсолютно белая, из греческого мрамора.
Святыня «Сердце Чечни» находится в Грозном. На экскурсии напомнят, что после войны город лежал в руинах.
А сейчас тут — небоскребы «Грозный-Сити», подсвеченные огнями. Очень футуристичная картина.
Со смотровой площадки видна практически вся столица республики.
Дагестан, как заметил гид, встретил нас по-братски: солнцем и теплом.
Даже в Сулакском каньоне — самом глубоком в Европе — было совсем не холодно и потрясающе красиво. Лазурная лента реки изгибается на фоне огромных гор, орлы, картинно замирая, парят прямо над головой. «К туристам привыкли, специально позируют», — шутят местные.
Когда едешь в сторону Дербента, можно перекусить в форелевом хозяйстве «Главрыба». Только, как и в Чечне, в меню никакого алкоголя. Коньяк, местное вино предлагают попробовать в других ресторанах.
По дороге к песчаным пляжам Каспийского моря — настоящая пустыня. Посреди зеленых гор образовался бархан Сарыкум. По одной из версий, ему несколько сотен тысяч лет: песок наносил ветер.
А гид рассказывает легенду: полюбил бедный парень девушку из богатой семьи, отец суженой приказал ему возвести замок из песка. Жених постарался на славу. Высота бархана — 278 метров. Издалека смотришь — вроде песчаный холм, но вблизи он огромен (кстати, крупнейший в Европе). Наверх — только по лестнице. Именно здесь снимали «Белое солнце пустыни».
Пройти через «ворота позора» древней крепости Нарын-Кала в Дербенте — плохая примета. Через них, сдав город врагам, однажды убежали предатели.
Возле главного входа — колодец, но не для воды, а для заключенных. Там узники ожидали приговора. Виновен — смерть. А оправданный, покидая яму, бросал туда монетку, чтобы не возвращаться.
От крепости широкие каменные лестницы ведут в старый город. Исключительно колоритный: узкие улочки изгибаются то вверх, то вниз, пахнет специями, ореховой травой. Есть мечеть, построенная в 733 году, во дворах шумят 700-летние платаны.
Если отъехать километров на 30, можно увидеть легендарный экраноплан «Лунь», осколок военной мощи СССР.
Огромный серый гигант-ракетоносец, который разгонялся до 550 километров в час, никому теперь не нужный, лежит на берегу Каспийского моря. Скоро вокруг него вырастет парк «Патриот», работы уже идут.
Возвращаться после такого путешествия удобнее всего через аэропорт Махачкалы.
Сувениры — ковры, грецкий орех, гранаты, пахучие специи, напитки, керамика, пироги. Но не слишком увлекайтесь, иначе будет перевес багажа на регистрации.
Кавказ гостеприимен и богат на достопримечательности. За несколько дней вы увидите лишь малую их часть. И вам обязательно захочется сюда вернуться.
Фото: ria.ru