По данным Росстата, прошлый туристический год принес Норвегии ощутимый плюс – стопроцентное, по сравнению с 2010 годом, увеличение турпотока из России, который достиг 25,5 тыс. человек. Однако недавний ежегодный опрос Совета по туризму Норвегии, традиционно проведенный до наступления летних месяцев, показал весьма сдержанные ожидания норвежской туриндустрии от предстоящего высокого сезона. Лишь 13% респондентов уверены, что это лето пройдет не хуже предыдущего. Среди потенциальных «поставщиков» туристов норвежцы видят, в первую очередь, динамичные рынки России, Азии и США.
RATA-news расспросила российских операторов, какие ожидания у них от направления, насколько успешно идут летние бронирования. Ответы игроков отличались единодушием: продажи ровные, спрос остается примерно на уровне 2011 года.
Как рассказала старший менеджер отдела стран Северной Европы и Прибалтики компании «Солвекс-Трэвэл» Татьяна Куракова, объем продаж туров в Норвегию аналогичен прошлогоднему. «Клиенты, как правило, выбирают дорогие, тщательно проработанные индивидуальные путешествия либо групповые туры по графику. Как обычно на этом направлении, востребованы круизы по фьордам и рыбалка», – говорит г-жа Куракова. По ее словам, в компании рассчитывают на прошлогодний результат по итогам сезона, тем более, направление, появившееся у «Солвекса» два года назад, собираются развивать поступательно, без резких скачков. Некоторую нестабильность спроса, по ее мнению, дают только колебания курса евро, что приводит к вынужденному поднятию стоимости норвежских туров при пересчете в рубли.
С этим выводом согласны и в компании PAC Group. Как отмечает менеджер по Скандинавии Ирина Ким, спрос, скорее всего, останется прежним по отношению к минувшему году, а если и снизится, то только из-за роста курса евро: «Стоимость услуг зависит от этого напрямую. Северные страны и так не дешевые, а Норвегия еще и самая дорогая в Скандинавии». Впрочем, продолжает она, цены на наземное обслуживание поднялись незначительно, в среднем не более чем на 2%, да и то по отдельным отелям, так что бронирования идут неплохо, без провалов и всплесков, глубина продаж по групповым турам – месяц-два. «Летом востребованы рыбалка, регион фьордов, экскурсионные маршруты. Клиенты выбирают один город с выездами на экскурсии или сразу отправляются в путешествие по нескольким городам», – рассказала г-жа Ким. К примеру, восьмидневный тур «Фьорды Норвегии» с перелетом в Осло на «Аэрофлоте» обойдется примерно в 2500 евро в отеле 4* с завтраком, с трансферами и услугами русскоязычного гида на двоих.
Начальник Скандинавского отдела компании DSBW Tours Ирина Паленова отмечает схожую с прошлым годом картину спроса: «Спрашивает те же туры, что и год назад. Разница лишь в большей глубине продаж. Сейчас туристы бронируют поездки и на конец августа, и на сентябрь».
В отличие от коллег, у г-жи Паленовой иной взгляд на ситуацию с курсовыми колебаниями европейской валюты. Она считает, что цены на отдых в Норвегии и без того нельзя назвать бюджетными, поэтому некоторое дополнительное подорожание, скорее всего, пройдет для россиян незамеченным: «Наши соотечественники уже как норму воспринимают высокие цены на этом направлении». По ее мнению, такие колебания могут сказаться на более экономичных вариантах отдыха, например, во Франции, Италии, Испании.
Эксперт подчеркнула, что в этом году более востребованы авиатуры в Осло, Берген, Тронхейм, в то время как раньше многие клиенты, в особенности, жители Санкт-Петербурга, прибывали в Норвегию паромом через Хельсинки. «С каждым годом все больше туристов запрашивают индивидуальные поездки. Однако по-прежнему лишь немногие решаются взять машину напрокат – и дорого, и языковой барьер мешает», – уточнила Ирина Паленова.