С 1 ноября в силу вступает новое постановление правительства, касающееся гражданской авиации. В нем впервые предусмотрен особый класс неконтролируемого воздушного пространства для частных самолетов - «G». Открытое небо и никакого оформления предварительных заявок. Об этом российские владельцы частных самолетов грезили уже давно. Наконец, мечта сбылась. После длительного лоббирования постановление правительства вступает в силу. Согласно документу, теперь все небо делится на три категории. «А» и «С» остаются за тяжелыми самолетами коммерческих авиакомпаний. Они могут летать на высоте более 1500 м и обязаны работать с диспетчерами. Все что ниже отметки в полтора километра - отдается малой частной авиации. Такое пространство получит название «G». Обязательного диспетчерского обслуживания там не будет. Также постановление отменяет процедуру предварительной заявки на полеты. Раньше, чтобы подняться в воздух, необходимо было согласовать маршрут до мелочей с органами управления воздушного движения минимум за три дня. Теперь достаточно лишь выкатиться на полосу и сообщить о взлете. Однако у экспертов уже возникают сомнения в безоблачности реализации документа на практике. Президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность Полетов» Валерий Шелковников заявил, что трудностей в первое время будет много, но они не страшны, по сравнению с важностью этого нововведения. «Конечно, поначалу проблем будет много. Возможны даже крушения. Будут биться по глупости, как это происходит на дорогах: один другого не пропустил, в итоге авария. Вот только в воздухе припарковаться и подождать гаишника не удастся», - заявил он. Директор предприятия «Аэронавигация Северо-Запада» Владимир Криворог настроен более оптимистично. Он говорит, что пилотам даны все необходимые средства для предотвращения катастроф. «Аварии вряд ли будут: скорости небольшие. Район выделены, частоты выделены, можно будет переговариваться. Трудности возможно и будут возникать вначале, но потом пилоты «притрутся», - заявил Владимир Криворог. Как уточнил заместитель по организации воздушного движения предприятия «Аэронавигация Северо-Запада» Андрей Кудрявцев, на самом деле никто не бросает пилотов в бесконтрольном пространстве. «Все дело в том, что речь идет лишь об отмене длительной процедуры по оформлению разрешения на полет. Пилоты все равно смогут получить информационное диспетчерское обслуживание, а контроль будет лишь по их собственному запросу. В любой момент они получат аэронавигационную и метеорологическую информацию. Мы уже проводили встречи с теми, кто будет летать по этим правилам и разъяснили все тонкости. В теории все готовы», - рассказал «БалтИнфо» Андрей Кудрявцев. Несмотря на все трудности, «вступление в силу нового постановления - гигантский шаг вперед», считает Валерий Шелковников. В этом он опирается на мировой опыт. «Посмотрите: как действует мир? В мире давно выдвинут лозунг: одна миля дороги не ведет никуда - одна миля взлетно-посадочной полосы ведет куда угодно. Европейская Комиссия уже согласовала со всеми странами Евросоюза проект документа «Развитие авиации общего назначения в Европейском регионе». Особая роль в нем уделена развитию данного сегмента экономики во взаимосвязи Евросоюза с США, Россией и Китаем», - рассказал «БалтИнфо» Шелковников. Как отмечает эксперт, основным в данном случае становится географический фактор. Санкт-Петербург ближе всех находится к европейскому воздушному пространству, а значит, именно он станет воздушными воротами страны для частных самолетов. «В районе Ленинградской области существует единственная в стране воздушная трасса для частных пилотов на малых высотах из Санкт-Петербурга в Хельсинки и далее на Запад. Именно она, при правильном использовании и развитии, позволит сделать Россию составной частью глобальной транспортной системы, которая создает тысячи рабочих мест и стимулирует развитие бизнеса, туризма и культуры», - заявил Валерий Шелковников. Как признает Андрей Кудрявцев, сейчас данное направление мало развито. В основном из-за того, что пересечение воздушной границы России и Европы проходит по старым правилам. Для того, чтобы совершить полет через границу, необходимо согласовать специальный маршрут и лететь строго по нему с диспетчерским обслуживанием. «Сейчас по таким маршрутам летают единицы. Обычно это происходит, когда пилотам необходимо буквально на следующий день вылететь в Европу. Бывают, что приходят борта и из Европы, но это не носит массового характера. Конечно, многие недовольны сложным процессом оформления полета за границу, однако, чтобы предпринять какие-то действия на законодательном уровне «одиночек» не достаточно. Вот если бы к нам подали заявку сразу множество пилотов, тогда мы смогли бы начать разработку полномасштабного проекта», - рассказал «БалтИнфо» Андрей Кудрявцев. Напомним, в США и Европе международные правила полетов для частных самолетов были определены еще в 1948. Количество полетов на частных самолетах увеличивается с каждым годом. Согласно данным Европейской комиссии количество полетов на частных самолетах уже достигло 300 000 в год. Недавно в Европе появилась услуга авиатакси. За определенную плату можно совершить быстрый перелет на небольшом реактивном самолете. Такие полеты могут использоваться для различных целей: деловая поездка от бизнес встреч до кинофестивалей, посещение важных спортивных событий, доступный чартерный рейс на семейные торжества и корпоративные мероприятия