Весенне-летнее расписание полетов из питерского аэропорта «Пулково» отразило сложившуюся на рынке ситуацию: в сезоне 2015 года ряд западных направлений (в т. ч. ориентированных, в основном, на туристов) будет снят, в то время как по России, а также некоторым странам Востока, полетные программы расширятся,
Наиболее тяжелые потери понесет в Питере туристическая Италия: как пояснил Евгений Ильин, коммерческий директор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС, компания управляет аэропортом «Пулково»), осуществлявший ранее перелеты из Петербурга в Пизу, Катанию и Палермо итальянский перевозчик Air One «полностью прекратил полеты и ушел с рынка».
В результате этого Северная столица России в сезоне 2015 года фактически осталась без «прямой» Сицилии. В связи с чем компания «Арт-Тревел», к примеру, предлагает Сицилию в рамках комбинированного вместе с Мальтой тура. «Этот вариант для туристов привлекателен как раз тем, что на Мальту, в отличие от Сицилии, в сезон из Петербурга будет прямая регулярная перевозка, которая очень удобна и позволяет использовать время отдыха максимально эффективно: в рамках одного тура можно побывать и на Мальте, и на итальянской Сицилии», – отмечает генеральный директор «Арт-Тревел» Мария Ушакова.
Не будет этим летом в Петербурге рейсов авиакомпании Iceland Air в Рейкьявик, а также регулярного маршрута Swiss в Женеву. Но если первый «рождался в муках» и уже летом 2014-го испытывал серьезные трудности с загрузкой, то второй был довольно популярен (особенно зимой) и пользовался спросом в силу того, что благодаря ему было удобно добираться не только до некоторых швейцарских, но также французских и итальянских курортов.
По словам Евгения Ильина, решение уйти с маршрутов обусловлено экономическими причинами и при этом «по мере улучшения ситуации возможность возобновления полетов сохраняется».
Вместе с тем в летнем расписании «Пулково» появятся и зарубежные новинки: с 30 марта авиакомпания Brussels Airlines намерена начать полеты из Петербурга в Брюссель (рейсы будут выполняться трижды в неделю на воздушных судах А319), а испанская Vueling Airlines со 2 мая (летом – дважды в неделю на А320) к уже выполнявшимся ранее рейсам в Барселону и Аликанте добавит Малагу.
При этом руководитель отдела авиационного маркетинга ВВСС Ольга Власова полагает, что сейчас спрос на международные перевозки «переключился» на более бюджетные направления. К примеру, летом 2015-го из Питера будут организованы полеты в Одессу («Международные авиалинии Украины») и Кишинев (авиакомпания «Россия»).
А также на те, которые могут генерировать поток пассажиров даже в сложившихся условиях. Например – на восточные маршруты. В связи с чем в летнем расписании 2015 года появится рейс Петербург-Шанхай (его станет выполнять авиакомпания «Трансаэро»), а также чартерные рейсы авиакомпании China Southern Airlines из китайского Урумчи и иранской Mahan Airlines из Тегерана (Иран).
Однако акцент сезона явно делается на расширении полетных программ по России. Причем это касается не только курортных направлений Крыма и Кавказа, программы полетов на которые в 2015-м заметно расширены. Например, уже в апреле авиакомпания Red Wings впервые начнет выполнять рейсы из Петербурга в Грозный, а «Трансаэро» летом «полетит» из города на Неве в Магадан.
В этом сезоне явно вырастет доступность перелетов из Питера и во многие другие региональные центры России: «РусЛайн», к примеру, свяжет его с Белгородом, Волгоградом, Воронежем, Иваново, Кировом, Липецком, Махачкалой, Нарьян-Маром, Нижним Новгородом и Ярославлем, а «Псковавиа» запустит прямые регулярные рейсы во Владимир.
«В этом году внутренний туризм пойдет в рост, и вполне возможно, что рост объемов составит до 50%. – считает генеральный директор петербургской компании «Странник» Ольга Гузанова. – Интерес туристов растет к самым разным направлениям, включая и Петербург, конечно.
Если брать в процентном отношении, то, скорее всего, в этом году примерно 60 человек из 100 будут тем или иным образом будут отдыхать в России, около 30 останутся дома и никуда не поедут, а остальные все же выберут отдых за рубежом.
Что касается отдыха на наших «югах», то спорить за туриста, конечно, станут Крым и Кавказ: пока неясно, кому из них отдадут предпочтение больше».