По информации монгольских СМИ, на одном из самых популярных туристических направлений – в Хубсугульском аймаке – во время Наадама в этом году впервые были зафиксированы пробки на дорогах.
На турбазах (их возле озера Хубсугул – 28) закончились места, в банкоматах – деньги, не справлялась с наплывом вся инфраструктура. По мнению сибирских туроператоров, эта ситуация заслуживает внимания: не исключено, что часть монгольского турпотока «переориентируется на север, и вереницы автомобилей с монгольскими номерами после «малого Байкала» (как именуют Хубсугул) устремятся в сторону большого.
Как рассказал STI Владимир Бережных, директор негосударственного учреждения культуры «Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ», причины роста популярности внутреннего туризма в Монголии объясняются ментальными особенностями. Во время кризиса у монголов возникает тяга к традиционной форме быта – кочевничеству, которая в современных условиях находит выражение в массовом внутреннем туризме. «Сейчас в Монголии кризис, и в населении этой страны проснулись кочевники, - говорит эксперт. – Монголы совмещают приятное с полезным: из-за снижения экономической активности появилось время на путешествия, и эти же путешествия открывают для них возможность поиска нового приложения бизнес-активности».
Времена процветания, которые предшествовали нынешнему экономическому спаду, принести населению Монголии неплохой достаток. Сейчас «народный автомобиль» в этой стране – не УАЗ, как было ещё 15-20 лет назад, а Land Cruiser. Более того, появилось множество автокемперов. «Но прежде путешествия были атрибутом престижа и не являлись жизненной необходимостью людей, сейчас же они чувствуют потребность и неудержимо устремляются в путь по своей стране», - говорит Владимир Бережных.
Это не потребность в путешествиях как таковых, иначе в ареал туристских интересов монголов вошли бы и соседние страны. Это подтверждение своей идентичности. «Национальная идентичность у монголов всегда была сильна, - согласен Вадим Копылов, генеральный директор туркомпании «Гринэкспресс». - Уровень гордости за свою страну, её историю у них традиционно высок. Возможно, именно это является причиной того, что в Монголии начался бум внутреннего туризма: уровень жизни уже им позволяет много путешествовать, но интерес к соседним странам пока намного меньше, чем к самим себе».
По мнению председателя Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма Игоря Коваленко, бум внутреннего туризма в Монголии обеспечен качественным ростом инфраструктуры туризма. «Благодаря въездному туризму Монголия раскачала и внутренний, - полагает эксперт. – Появилось много интереснейших объектов показа, хороших средств размещения. В Улан-Баторе имеется интереснейший Исторический музей, построены гостиницы от трёх до пяти «звёзд», в 100 км от столицы восстановлена деревня XIII века: там с замечательной достоверностью воссоздана историческая атмосфера, даже обувь, одежда, доспехи служителей этого историко-этнографического комплекса выполнены по музейным образцам XIII века». Примерно в 100 км от Улан-Батора имеется национальный заповедник тахь – дикой лошади, обитающей в Центральной Азии (лошадь Пржевальского). В Монголии построены горнолыжные курорты, по уровню соответствующие европейским стандартам. В строительстве кемп-юрт-отелей, как правило, принимали участие европейские инвесторы, так что наружный облик средств размещения соответствует монгольским традициям, а внутри они обустроены по европейским стандартам.
За последние годы для иностранцев в Монголии были разработаны замечательные маршруты, отмечает Игорь Коваленко, - на Хубсугул, в пустыню Гоби и другие. И если про Хубсугул сибиряки знают много, то туры в Гоби – для нас пока приоткрытая страница в путеводителе по Монголии. «Путешествуя в пустыню Гоби, можно увидеть ландшафты, замечательные по разнообразию и красоте: реки, озёра, водопады - нетронутые цивилизацией уголки природы. Ландшафт постепенно меняется и превращается в пустыню – одну из самых красивых на планете Земля», - отмечает председатель СБАТ.
Эксперты STI отмечают, что рост внутреннего туризма в Монголии произошёл на фоне общего экономического кризиса, связанного с деградацией внешнеэкономических связей страны. По мнению Владимира Бережных, на определённом этапе правительством была отвергнута стратегия прагматичных решений. Не последнюю роль сыграла геополитика – долгая игра, в которой в противовес двум главным соседям – России и Китаю – ставился так называемый «третий сосед» – США. Это привело к тому, что многие трансазиатские проекты прошли мимо Монголии. Возможно, в новом кочевничестве монголы найдут если не общенациональный выход из тупика, то хотя бы индивидуальное равновесие. Для сибирского турбизнеса, полагают эксперты, полезно изучить опыт работы в условиях взрывного роста турптокаhttp://www.sibtourport.ru/sti-info/news/sti/content/16878