Новые реалии российского въездного рынка

Как сообщалось, число иностранных гостей, посетивших Россию в первой половине 2012 года, выросло, согласно Росстату, на 21,6% по сравнению с прошлым годом и достигло 993,4 тыс. человек. Для такой большой страны это, безусловно, невысокий показатель.

 

Тем не менее, как полагают туроператоры, результат вполне оптимистичный, учитывая, что достигнут он не благодаря обширной рекламе и хорошему имиджу страны за рубежом или низким ценам, а вопреки многим негативным факторам, как нашим, российским, так и объективным, например, общий экономический кризис. «Мы можем лишь с грустью вспоминать 2003 год, когда петербургским принимающим операторам вообще была не нужна реклама, настолько хорошо прорекламировали город в связи с юбилеем. Мы еще несколько лет жили на этой популярности, потом было падение спроса, – рассказала RATA-news президент компании «Коминтур» Лилия Гарбуз. – Но даже в отсутствии такой рекламы идет восстановление и рост объемов. По итогам 9 месяцев этого года ожидаем прироста в 10-15%. Мы уже догоняем юбилейный поток. Это говорит о том, что страна интересна зарубежным гостям сама по себе».

Судя по всему, этим результатом туроператоры обязаны, прежде всего, росту собственного профессионализма и более тесному сотрудничеству с иностранными фирмами. «Думаю, поток из Северной Европы, в частности, из Финляндии, был бы гораздо меньше, не прикладывай мы столько усилий к этому рынку, не работай плотно с партнерами», – отметила руководитель московского отделения компании Fremad Russia Нина Тихонцева. «Работает» на поток и возросшая степень доверия между принимающими операторами и отелями.

Собеседники отмечают, что в большинстве российских отелей, особенно сетевых, сейчас хорошо понимают особенности приема именно иностранных туристов, стараются идти навстречу операторам. Они заранее информируют об изменении цен или спецпредложениях, а сами цены не фиксируются жестко на весь сезон, так что у операторов есть возможность для маневра. По словам Нины Тихонцевой, гостиничная база в Москве, например, за последние годы значительно улучшилась – отелей стало много, выбор хороший. «Хотя ощущение однобокости остается – в центре только «пятерки» и хостелы, а востребованные «четверки» от него все-таки далековато. В историческом центре столицы по-прежнему мало доступных отелей туристического класса», – с сожалением констатировала она.

Во многих отелях научились красиво обслуживать туристов. «Например, в «Веге» каждому заезду туристов полагается шампанское. У меня группа дважды за один тур заселялась в этот отель, дважды каждый получал по бокалу шампанского. Туристы счастливы – разом «смываются» обиды, усталость от дороги. Такое понимание со стороны отеля очень радует», – поддержала она идею отельеров. Однако, в целом, по мнению эксперта, отношения операторов и отельеров пока далеки от идеальных. «Отели, особенно уровня 5*, жестко диктуют свои правила, порой просто теряя чувство меры. Цены на будущий сезон оптимизма не добавляют. Некоторые отели, например, «Измайлово», решили объявить себя 4*, повысили цены на 25%», – заметила г-жа Тихонцева. Региональные отели, по словам генерального директора компании «Турдепо» Алексея Жегалова, вообще «провалили» нынешний сезон.

«Отели по маршруту Золотого кольца, на котором мы обслуживаем японских туристов, вели себя в этом году просто отвратительно. Они игнорировали свои договорные обязательства, переселяя туристов из забронированных ими отелей в другие, потому что им выгоднее было обслужить инсентив или корпоратив», – пояснил он. По словам г-на Жегалова, уровень сервиса в регионах пока сильно отстает. К тому же, регионы в целом оказались не готовы к тому всплеску иностранного потока, который произошел этим летом. Отлично в этот сезон отработали музеи, за исключением, правда, самых главных – Кремля, Эрмитажа, Петергофа. Они по-прежнему чувствуют себя «государством в государстве», не проявляя интереса ни к российским, ни к иностранным туристам. Попасть сюда в удобное для гостей время трудно. По словам генерального директора компании «Виа Ханса Санкт-Петербург» Веры Белявской, есть проблемы и с музеем Пушкина. К тому же уровень экскурсоводов, например, в Кремле оставляет желать лучшего – практически нет нового, молодого, пополнения, редкие языки практически не представлены, да и английский у многих слабоват.

Нина Тихонцева полагает, что этим летом на въездном рынке закрепились тенденции, которые будут определять развитие отрасли в ближайшие годы. «Растет процент самостоятельных поездок в Россию. Благодаря интернету, туристы, прежде всего европейцы, «обнаружили» у нас инфраструктуру, теперь сами бронируют отели. Стремясь сэкономить, напрямую на отели выходят и западные компании. Зачастую они отправляют с туристами своих же сопровождающих, которые кое-как говорят по-русски, путают Александра Невского с Иваном Грозным», – рассказала она. Причем, самостоятельность нередко доводит туристов до курьезов – меряя Москву европейскими мерками, они бронируют отель в одном из спальных районов, откуда до центра добираться не меньше часа. Кто-то даже выбирается в Россию в собственных «домиках на колесах», а потом долго вспоминает российские дороги. Еще один показатель большей открытости России – рост числа индивидуальных туристов. Если из Китая едут группы по 30-50 человек, то из Европы все чаще приезжают по 1-2 или 5-6 человек.

В Германии, например, стали даже публиковать каталоги с расчетами туров от двух человек. Понятно, что цены на такие туры выше, но это не смущает состоятельных немецких туристов. «Особенно большие изменения произошли на московском рынке. Столичная инфраструктура, сервис сделали огромный шаг вперед. Недавно вот появились двухэтажные туристические автобусы. Какой стимул для самостоятельного туризма! Это новый виток развития, но это и новый вызов для туроператоров, с которым надо считаться», – заявила Нина Тихонцева. Однако Москва становится все интереснее и привлекательнее для туристов, и это – огромное подспорье для принимающих компаний. «Москва действительно сильно «рванула», – согласилась Лилия Гарбуз. – Я сейчас стараюсь приезжать сюда как минимум раз в три месяца, иначе просто не успеть за всеми изменениями. И наши туристы потянулись в Москву, мы все чаще отправляем их из Петербурга». По словам собеседницы, в середине 90-х годов ее компания предлагала не день-два в Москве, а полноценные недельные программы. «Я думаю, мы к этому рано или поздно вернемся, ведь сейчас Москва гораздо интереснее, чем 15 лет назад. Так что хотя пока Санкт-Петербург и Москва идут в комбинации, я уверена, что столица уже готова стать самостоятельным продуктом», – сказала г-жа Гарбуз.

Нина Тихонцева также отметила более активный поток туристов из Санкт-Петербурга в Москву. «Скандинавы, особенно финны, просто в восторге от Москвы. Они ожидают увидеть что-то похожее на Санкт-Петербург, а здесь все другое. В северную столицу теперь едут за историей и достопримечательностями, а в Москву – чтобы ощутить атмосферу luxury, ночной жизни, побывать на современных выставках, в хороших ресторанах. Мы выводим туристов на улицы Москвы вечером в пятницу, и они не могут поверить своим глазам – город в сиянии огней, рекламы, улицы запружены великолепными машинами, масса молодежи. Все это производит сильное впечатление», – рассказала она. У этой красивой картины есть обратная сторона – московский трафик. Он портит жизнь не только москвичам, но и туристам, которые из-за него регулярно опаздывают в музеи и даже в аэропорты. Но туроператоры все-таки научились укрощать этого зверя. По словам директора представительства компании Tumlare Corporation Елены Руссовой, они уже давно сориентировали своих зарубежных партнеров, что в Москву надо ехать на выходные – и трафик низкий, и цены в отелях хорошие.

Другие новости по теме «Бизнес»

Июль 10, 2018 - 10:50

Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга анонсировал запуск с 1 августа 2018 года Карты гостя Visit SPb, дающей туристам скидки в музеях, театрах и ресторанах города.

 

Июль 3, 2018 - 20:38

Эксперты комментируют очередное громкое заявление лидера ЛДПР, сделанное в связи с проблемами компании «Натали Турс».

 

Июль 2, 2018 - 09:48

В рамках оценки предварительных результатов федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» Ростуризм оценил участие предприятий малого и среднего бизнеса в реализации ФЦП.

 

Июнь 29, 2018 - 20:19

Туристов напугали очередной инициативой: чтобы правильно посчитать путешественников их предложил вносить в специальную «базу».