В спешном поиске улучшенного рецепта по спасению туристов, пострадавших за рубежом, профессиональные объединения выдвигают новые инициативы.
Например, представители Ассоциации Туроператоров России (АТОР) и Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС) предложили создать ещё одни фонд (помимо «Турпомощи»), направленный на эвакуацию туристов в случае различных ЧП за границей, который будет пополняться за счёт самих же туристов. В частности, путем специфических пошлин, взимаемых, например, при оформлении загранпаспорта. Эксперты, впрочем, задают резонный вопрос – почему платить за свою безопасность должны туристы, честно оплачивающие туры, если эти средства расходуются на покрытие финансовых дыр туроператоров? Впрочем, если новы фонд будет заточен именно на эвакуацию туристов в случае природных, техногенных или политических ЧП, то такое предложение вполне справедливо. С другой стороны, альтернативой этому фонду, как и «Турпомощи» и нынешним фингарантиям вполне может стать индивидуальное страхование каждого тура.
http://www.tourprom.ru/news/26054/
«Участники рабочей группы предлагают создать фонд, который будет пополняться, например, самими гражданами. Пошлина может взиматься при получении загранпаспорта. А фонд этот будет тратиться на эвакуацию граждан», - сообщает АТОР. В том числе фонд предполагается использовать при недостаточности фонда «Турпомощи» или в случае банкротства авиакомпаний.
«Непонятен основной вопрос – почему туристы должны тратить средства на то, чтобы ликвидировать последствия, возникшие по вине туроператоров или авиакомпаний?» - прокомментировал эту идею Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. Эксперт отметил, что текущая ситуация располагает к выдвижению самых разных идей, откуда добыть «страховочные» средства, но определенная часть выдвигаемых инициатив явно «ведёт не туда». По его оценке, к решению проблем желательно подключить, например, перевозчиков. «Мы сейчас работаем над тем, чтобы ликвидировать в туризме практику билетов one-way, эта норма есть в ряде зарубежных стран, и она даёт гарантию, что турист будет возвращен», - сообщил Юрий Барзыкин. При этом он подчеркнул, что авиакомпании нередко сами участвуют в создании конфликтных ситуаций, не сообщая вовремя о долгах туроператоров-партнёров, при этом туристы, оплатившие полностью свои путевки, оказываются заложниками чужих долгов.
«Если мы решим проблему билетов туда-обратно, мы значительно уменьшим общие риски, при этом оставшееся страхование можно обеспечить и за счет «Турпомощи», и за счёт фингарантий страховщиков», - подчеркнул Юрий Барзыкин. Единственная форма «оплаты» туристом своих рисков, которую эксперт считает возможной и законной – это индивидуальная страховка каждого тура. «Турист должен получить то, за что платит», - подчеркнул Юрий Барзыкин.
Впрочем, если предложенный фонд будет направлен на эвакуацию туристов при ЧП, не связанных с банкротством турфирм, то такая пошлина будет вполне справедлива. Всем памятна история с запретом Египта как направления, когда все финансовые затраты на эвакуацию туристов власти почему-то переложили на туроператоров, а не на перевозчиков, не на самих туристов, и даже МЧС к этой операции подключена не была. В результате участники туррынка понесли колоссальные убытки, а многих эта «операция» финансово фактически добила...