11 декабря 2016 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог вводится в действие новый график движения и план формирования поездов на 2016/2017 годы. Срок действия данного графика – до 24 часов 10 декабря 2017 года.
Согласно новому графику, общие размеры движения пассажирских поездов дальнего следования составят 565 пар поездов в 411 различных сообщениях (в графике движения на 2015/2016 годы – 561 пара в 408 сообщениях).
Для улучшения качества обслуживания пассажиров на наиболее востребованных маршрутах назначено 23 новых поезда, а также изменены маршруты следования для 8 пассажирских поездов. При этом 9 поездов переведены из категории "Пассажирский" в категорию "Скорый", еще 3 поезда переведены из категории "Скорый" в категорию "Скоростной". Таким образом, общее количество поездов категорий "Скорый" и "Скоростной" увеличено с 337 до 346 и составит почти 61% от общего числа пассажирских поездов.
Всего в графике движения на 2016/2017 годы ускорены 366 поездов на 161 час, в том числе 106 поездов будут ускорены более чем на 30 минут.
В рамках развития программы "Дневной экспресс" в новом графике будут курсировать 43 пары поездов на 22 маршрутах. Так, назначены следующие круглогодичные поезда с дневным режимом пропуска: № 103/104 Уфа – Самара – Саратов, № 119/120 Москва – Саранск, № 189/190 Санкт-Петербург – Осташков, № 721/724 Москва – Курск, № 801/802 Краснодар – Адлер.
Международные пассажирские перевозки будут осуществляться в прямом и транзитном сообщениях в 11 стран Европы и Азии – Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, Северную Корею по 20 международным маршрутам, а также в 11 стран СНГ и Балтии (Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Латвия, Литва, Эстония). Так, например, 17 декабря начнет курсировать новый международный поезд № 13/14 "Стриж" сообщением Москва – Берлин. Отличительной чертой данного поезда является то, что впервые пассажирский поезд сформирован из вагонов, оборудованных системой автоматического изменения ширины колесных пар. Это позволит сократить время на переход с колеи российского стандарта (1520 мм) на европейский (1435 мм) в Бресте (Белоруссия). Таким образом, расстояние от Москвы до Берлина поезд будет преодолевать за 20 часов 14 минут (в настоящее время – 24 часа 49 минут), от Берлина до Москвы – за 20 часов 35 минут (в настоящее время – 25 часов 56 минут).
Общие размеры пригородного движения в графике движения на 2016/2017 годы увеличились на 168 пар поездов и составили 3615 пар (в графике движения на 2015/2016 годы – 3447 пар пригородных поездов).