Всероссийский союз страховщиков (ВСС) считает, что предложенный Минспорттуризмом процентный механизм расчета размера финансовых гарантий туроператоров не обеспечивает 100-процентной защиты туристов. Напомним, что 26 марта в Совете Федерации состоялось заседание рабочей группы, на котором было принято решение не устанавливать для туроператоров фиксированную сумму фингарантии, а привязать ее к валовой выручке туркомпании. По данным АТОР, фингарантия должна составить около 15-20% от суммы, полученной от реализации турпродукта компанией. В итоге, для небольших компаний фингарантия будет меньше, чем сейчас, а для крупных может составить от 700 млн до несколько миллиардов рублей.
На вопросы «Вестника АТОР» ответила председатель Комитета ВСС по вопросам страхования в сфере туризма Галина Гуляева.
- Галина Александровна, готовы ли страховщики предоставлять операторам фингарантию, рассчитанную по предлагаемому Минспорттуризма механизму? Речь, в частности, идет о крупных операторах, которым придется страховаться на сумму от 700 млн рублей и более.
- Закон предусматривает финансовое обеспечение в форме страхования ответственности или банковской гарантии по выбору туроператора. Нельзя исключать, что часть финобеспечения будет получена по страховке, а часть по банковской гарантии. Законодателю необходимо учесть и цену такого обеспечения. В конечном итоге это повлияет и на стоимость турпродукта. Прежде чем устанавливать какой-либо процент от годовой валовой выручки, необходимо оценить его обоснованность и достаточность. Возможно, этот процент должен варьироваться в зависимости от объема оборота, сезонности и глубины продаж турпутевок. В этом вопросе роль эксперта должно сыграть профессиональное сообщество туроператоров.
Естественно, если туроператор выберет договор страхования ответственности как форму финансового обеспечения, то для обеспечения гарантии выплат по таким крупным рискам потребуется разумное их распределение между страховщиками, работающими на данном сегменте, или в форме сострахования или перестрахования. Исходя из этого, ВСС готовит предложения в закон №132-фз в части необходимости создания пула и условий перестрахования в нем договоров.
- Если норма все же будет принята, ужесточатся ли требования страховщиков к туркомпаниям?
- Несомненно, что страхование крупных рисков потребует не только анализа аудиторского заключения, но и более глубокой проверки туроператора со стороны страховщика. И уже по результатам оценки риска он будет принимать решение о возможности заключения договора страхования, и устанавливать цену страховки.
- Способен ли новый механизм расчета фингарантии защитить туристов? Его можно считать шагом вперед по сравнению с тем, что был предложен рынком ранее?
- ВСС выступает за полное обеспечение прав туристов, пострадавших от деятельности той или иной компании. Однако, поскольку отчетность в сфере турбизнеса нельзя назвать прозрачной, переход на новую схему расчета необходимого размера финобеспечения не даст полной гарантии возмещения убытков туристов. Так же как и страхование каждого тура. Как показал пример «Ланта-тур вояж», достоверных и полных данных о проданных турпутевках нет даже сейчас, спустя несколько месяцев после прекращения туроператором продаж и неисполнения обязательств перед туристами.
По нашему мнению, для обеспечения компенсации туристам убытков вследствие банкротства туроператора целесообразно использовать не только механизм страховой защиты, но и другие инструменты, в том числе повышающие ответственность оператора. Прежде всего, это собственные средства компании и средства компенсационного фонда СРО туроператоров. Такая многоступенчатая защита широко используется в мире по многим видам коммерческой деятельности.