Новый турист. Эксперты туррынка отмечают изменения в запросах клиентов

Согласно данным Красноярского отделения федеральной службы статистики, количество организованных туристов за последний год уменьшилось, но тратить красноярцы стали больше.

Опрошенные STI эксперты отмечают, что уменьшение количества клиентов привело к изменению портрета среднестатистического туриста. У путешественников появились новые приоритеты, запросы и возможности.

Как сообщает пресс-служба Красстата, несмотря на кризис, и доходы, и расходы населения края выросли: в январе-мае 2015 года объём денежных доходов населения составил 363,9 млрд рублей (+8,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). На покупку товаров и оплату услуг жители края за пять месяцев потратили 264,5 млрд рублей, что на 2,1% больше, чем в январе-мае 2014 года. Однако, в отличие от прошлых лет, красноярцы предпочитают тратить деньги не на туруслуги. Именно в туристской отрасли зафиксировано наибольшее сокращение объёмов уже летом 2014 года – с января по май прошлого года количество денежных средств здесь сократилось на 40,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. С тех пор объёмы остались на прежнем уровне, но уже с января по июнь 2015 года отмечен существенный рост объёмов услуг, оказанных учреждениями культуры (+23,1%), спортивными объектами (+6,3%), санаторно-оздоровительными компаниями (+5,9%). Нестабильная экономическая и политическая ситуация заставила красноярцев заменить путешествия на посещение местных музеев, театров, фитнес-центров и санаториев. «С тем, что люди стали меньше тратить на выезды, я соглашусь, - комментирует Зульфия Рыжова, менеджер туристической компании «Атлантис», – отдых, это то, от чего россиянину легче всего отказаться, менталитет у нас такой. Не будем забывать о закредитованности населения, многих просто не выпустят на границе, да и своё лето в этом сезоне радует, назло кризису и росту валют. Поэтому местные базы отдыха полны, как и другие места развлечений. Народ здесь тратит то, что копил на поездки».

Опрошенные STI эксперты подтверждают, что прогноз по увеличению внутреннего туризма оправдался. Согласно весенним опросам, 25% красноярцев были готовы переориентироваться на отдых в крае или в соседних регионах. Как результат, изменился состав отдыхающих: теперь, в большинстве своём это семейные люди, снимающие номера на длительный срок, а не только компании на пару выходных. Плюс ко всему, эволюционировал спрос – красноярцы в первую очередь разбирают номера повышенной комфортности, с максимальным набором оздоровительных или развлекательных услуг. При этом существенно снижается роль турфирм, красноярцы предпочитают бронировать местные базы отдыха самостоятельно. Такая тенденция наметилась в последние два года, резкий рост самостоятельного туриста связывают как раз с отказом от длительных зарубежных поездок. Для сравнения, в 2009 году в Красноярском крае были зарегистрированы 203 туристские компании, а их услугами воспользовались 99, 8 тысяч человек. К 2013 году количество компаний выросло до трёхсот пятидесяти, а клиентов стало уже 137 тысяч (+17,8% по сравнению с 2012 годом). Но уже в прошлом году количество турфирм снизилось до 335, а туристов, прошедших через эти организации, стало на 22% меньше – 106,9 тысяч человек. И, по ощущениям специалистов турбизнеса, тенденция сохраняется. «В начале 2015 года действительно снизились продажи процентов на 30, – отмечает Елена Люсова, руководитель офиса компании семейных путешествий «ТамТам», – но это начало года – январь, февраль, март, а вот апрель и май дали хорошие продажи, доллар в тот момент не рос, туристы почувствовали какое-то спокойствие и стабильность. В июне и июле, в связи с резким ростом валюты, наши туристы как-то притихли и продажи заметно снизились. Пока будут такие скачки с курсом, (негативная – STI) ситуация будет продолжаться».

Изменение предпочтений туристов подтверждают и данные пресс-службы аэропорта «Емельяново»: общий объём пассажирских перевозок по сравнению с первым полугодием 2014 года сократился на 16%, с 934 до 790 тысяч пассажиров. При этом падение объёма перевозок на внутренних линиях составило 5% (–26 тысяч человек), на международных – 37% (–118 тысяч человек). Наиболее существенные сокращения – почти в два раза – отмечены на самых массовых направлениях. Прямыми рейсами в Турцию за первое полугодие было перевезено 19,7 тысяч человек против 41,6 тысячи за аналогичный период прошлого года (–53%). На рейсах в Таиланд – 58,9 тысяч пассажиров, год назад – 108, 9 тысяч (–46%). По мнению Константина Гончарова, генерального директора бюро путешествий «Алеф», причин здесь несколько: «Все производители массового турпродукта прекратили состязание за потребителя. Нет ни ежедневных чартерных рейсов из любого аэропорта до любого курорта, ни «горящих предложений», ни роста «точек продаж» и прочих признаков фастфудного рынка. То же самое происходит и с регулярными авиаперевозками. Все авиакомпании пересчитали тарифные алгоритмы, в результате чего цена стыковочных авиабилетов (основной составляющей путешествия для сибиряков) выросла». Так, например, на статистике пассажиропотока сказалась отмена рейса Красноярск – Барселона, поэтому показатель этого года нулевой, против 1,8 тысячи пассажиров в 2014 году. Сокращение вылетов на Крит привело к уменьшению показателей на 82,6% по сравнению с первым полугодием прошлого года. В то же время корректировка полётных программ туроператоров привела к росту на египетском направлении – +31% (с 9,6 до 12, 6 тысяч человек). При этом объёмы перевозки на вьетнамском направлении практически не изменились (20,9 тысяч в 2014 году и 20,5 тысяч в 2015-м).

Внутренние российские направления в целом сохранили свои количественные показатели. Исключение составляет крымский пассажиропоток, который демонстрирует принципиальный рост: только за июнь туда отправилось свыше четырёх тысяч красноярцев. Но здесь сравнение с прошлым годом некорректно, поскольку в 2014 году полётная программа в Симферополь стартовала в августе. Однако опрошенные STI эксперты скептически оценивают подъём интереса сибиряков к отдыху на отечественных курортах. «Рост внутреннего туризма – скорее статистический. Ни технологий, ни качества обслуживания на местах, ни грамотной логистики. На всё это нужно время, а его не было», – считает Константин Гончаров.

С другой стороны, утверждают эксперты, существенные траты, которые теперь вынуждены нести клиенты турфирм, повлияли на требования, предъявляемые к путешествию. «У нас этим летом изобилие интересных маршрутов, например, в такие страны, как Швеция, Германия, Эмираты, Италия, США, Шотландия, Никарагуа, Бразилия, – поделилась с STI Светлана Мисьник, директор туркомпании «Эдельвейс». – Клиенты не жалеют ни денег, ни времени на своё образование и образование своих детей – учебные туры востребованы, как никогда. Туристы не готовы отказаться от отдыха, но при этом очень взвешенно подходят к соотношению цена-качество. Горящие туры и спонтанные покупки для нас редкость этим летом, скорее клиенты тщательно обдумывают свои возможности, в том числе и будущие, и едут исполнять свои заветные мечты». Константин Гончаров дополняет: «Изменились критерии выбора у туристов. Причём очень интересно изменились: у VIP сегмента на одно из первых мест вышла цена, а у массового – требования к содержанию путешествия. Люди уже не хотят тратить деньги на «тупо позагорать в Турции». По наблюдению Зульфии Рыжовой, практически не осталось «плавающих» клиентов, которые отнимали много времени при подборе тура подешевле, но готовы были уйти в соседнюю турфирму за дополнительную скидку. «При этом, конечно же, нужно отметить, что и количество туристов сократилось. Просто к нам пришёл другой турист. Если в прошлые годы средний чек тура был от 100 000 до 200 000 рублей, то в этом сезоне он около 500 000 рублей за тур. С чем это связано – трудно сказать, я думаю, что люди стали больше доверять агентствам со стажем, возможно агентства, где они брали туры, закрылись, и нас им порекомендовали как проверенных ребят. Но, так или иначе, у нас стало больше состоятельных клиентов», – отмечает специалист.

В целом эксперты туррынка считают, что реагировать на статданные в оценочном ключе бессмысленно, поскольку снижение потока само по себе ещё не означает упадок в отрасли, а по ряду причин, скорее, может являться оздоровительным моментом. Красноярские турфирмы осознают, что время простых онлайн-бронирований закончилось, следующий сезон предполагает серьёзную конкурентную борьбу в сегменте индивидуальных предложений. Кроме того, турист существенно помолодел, он не ищет исключительно простых путей, готов к интересным местным и зарубежным маршрутам, с набором особых предложений. Поэтому на первый план выходит мобильность турагента. «Лучшая реакция – это работа «от клиента», умение считать мотив, создать под него уникальное путешествие, – уверен Константин Гончаров. – Использовать технологии создания туров, которые используются в Европе и Америке. Уметь быстро обучаться тому, что приносит доход и быстро забывать то, что дохода не приносит. Не бояться полностью обновлять коллективы, менять направления, ценовые слои и целевые аудитории. И постоянно учиться!»

http://www.sibtourport.ru/sti-info/news/sti/content/16864

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Ноябрь 19, 2024 - 03:57

Президент утвердил перечень поручений по итогам Восточного экономического форума – 2024.

 

Ноябрь 19, 2024 - 03:50

Турция является для России одним из приоритетных рынков для привлечения иностранных туристов. Более 50 тысяч турецких граждан посетили Россию в июне-сентябре 2024 года.

 

Ноябрь 18, 2024 - 22:14

Специалисты петербургского Центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства проведут обучение сотрудников индустрии путешествий Республики Узбекистан.

 

Ноябрь 15, 2024 - 21:40

Вице-премьер провел совещание по вопросу реализации проекта «Санкт-Петербург марина».