За последнее время Осло занял прочное место на европейской культурной сцене. В норвежской столице нескончаемой чередой проходят модные события и культурные мероприятия мирового уровня.
Выдающаяся архитектура, гастрономические изыски, впечатляющие выставки дизайна и современного искусства, множество фестивалей привлекают в город все больше и больше эстетов со всего мира. В ближайшее время в Осло появятся еще два знаковых архитектурных объекта – новые здания Национального музея искусств и Музея Мунка.
Музей Мунка в сотрудничестве с музыкальным фестивалем Эйя (Øya Music Festival) недавно представили публике короткометражный фильм «Между часами и кроватью» о параллелях, объединяющих творчество современных деятелей искусства и знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка. Цель – по-новому взглянуть на наследие великого норвежского экспрессиониста.
Одиночество, любовь, чувственность, скорбь и смерть – основные темы жизненного и творческого пути Мунка. Что видит в работах Эдварда Мунка певица и поэтесса Патти Смит сегодня, спустя 75 лет после его смерти? Какие параллели она находит в своем творчестве? Вместе с десятью деятелями современного искусства, каждый из которых принимал участие в музыкальном фестивале Эйя, проходящем в Осло, создатели фильма раскрывают универсальные идеи и темы творчества Мунка и то, как они трансформируются в умах современных музыкантов.
Героями фильма наряду с Патти Смит стала целая плеяда современных деятелей искусства, начиная от известной французской певицы и актрисы Шарлотты Генсбур и исполнителя хип-хопа из Атланты 6LACK, до пока малоизвестных, но подающих надежды восходящих звезд с родных Мунку берегов Норвегии.
С ранних лет Эдвард Мунк неизменно посвящал свою жизнь творчеству, и это помогало ему преодолевать многочисленные жизненные трудности: смерть матери и сестры, сложные отношения с отцом, бедность, болезни, психические расстройства, депрессию, пагубные привычки, несчастную любовь и одиночество. Искусство помогало Мунку выжить.
На протяжении всей своей жизни Мунк выражал свои чувства, не боясь показать все то, что испытывал глубоко в душе. Важным ключом к пониманию его автопортретов является некий драматургический подход к их написанию: он писал себя так, как хотел, чтобы его воспринимали другие. В творчестве Мунка рефлексия и самоанализ идут рука об руку с элементами сексуальности и мифологизации. Всегда выставляя свои глубочайшие эмоции на всеобщее обозрение, Мунк учит нас понимать всю сущность и глубину бытия.
Признанный мастер модернизма, Мунк создал множество знаменитых шедевров. Конечно, все знакомы с его «Криком». Однако наряду с этой всем известной «иконой экспрессионизма» его наследие насчитывает большое количество не менее интересных работ. Только в одной коллекции Музея Мунка в Осло представлены 1100 картин, 4500 рисунков и 18000 гравюр. Вся эта коллекция была завещана Мунком в его последние годы жизни городу Осло, и теперь каждый может наслаждаться его творчеством.
Цитаты
«Я верю только такому искусству, которое рождается из жажды художника открыть свое сердце» (Эдвард Мунк)
«Мое искусство – это добровольная исповедь и попытка объяснить самому себе взаимоотношения с жизнью. Поэтому, на самом деле, это проявление эгоизма, но я искренне надеюсь, что так я могу помочь остальным обрести ясность» (Эдвард Мунк)
«Знаете, когда я увидела эту картину впервые, я подумала, что на ней изображена моя мать и я сама. Я в детстве очень много болела. Я помню, что эта картина произвела на меня очень глубокое впечатление, и это здорово, что я вижу ее снова. Разглядывать ее, стоя перед ней, - то же самое, что читать книгу» (Патти Смит делится впечатлениями о картине Эдварда Мунка «Больной ребенок», 1896 г.)
«Много людей, совершающих самоубийства, зачастую являются довольно успешными в жизни. Успех не всегда связан со счастьем. Они могут быть очень одиноки» (Патти Смит о позднем признании Эдварда Мунка)
«Самовыражаясь, я постигаю свои цели. Я созидаю, чтобы не просто сказать, что я хочу, но и для того, чтобы другие люди могли понять и почувствовать что-то» (6LACK рассуждает об ассоциациях с творчеством Мунка)
«Выбор цветовой гаммы просто невероятный, эти цвета сами по себе ужасны. Но в целом все выглядит просто прекрасно» (Шарлотта Генсбур о картине Мунка «Плачущая обнаженная», 1913-1914)
«Вы не можете не думать о Мунке, если занимаетесь искусством в Осло. Он – сила, мощь» (Бендик Гиске)
«Все ваше творчество – это как ваш автопортрет на фоне общей массы вещей» (Чезинандо)
Участники проекта
Патти Смит (США) Шарлотта Генсбур (Франция)
6LACK (США) Чезинандо
Mюра Гюнделах
Эмир Кармен Виллэйн
Бендик Гискe Ларс Ваулар
Режиссер
Каспер Хэггстрём
Фото