4 декабря Конгрессно-выставочное бюро Санкт-Петербурга провело итоговое мероприятие «Годовой образовательный форум по конгрессно-выставочной деятельности».
Целью встречи, в которой приняли участие более 100 топ-менеджеров отраслевых компаний, было обозначить результаты проделанной в 2015 году работы и выделить перспективные направления развития туризма и индустрии встреч в приближающемся 2016 году.
«Главным результатом 2015 года является то, что по иностранным туристам удалось вернуться на докризисный уровень 2013 года. По россиянам мы значительно превзошли все предыдущие годы. По итогам года планируем выйти на показатель 6,5 миллионов туристов, что является абсолютным рекордом. В предыдущие годы максимальная точка, которую мы достигали, была цифра в 6,3 миллиона туристов», - рассказала председатель Комитета по развитию туризма Инна Шалыто. В 2015 году основными антикризисными направления развития туризма в Санкт-Петербурге были внутренний туризм, Китай, Латинская Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион. «По китайским туристам произошло увеличение в 2,5 раза по безвизовому въезду, что в 3 раза лучше, чем в целом по стране. Количество россиян выросло на 20%. Мы наблюдали продолжение туристического сезона в Санкт-Петербурге, который обычно заканчивается в конце лета: всю осень в нашем города было большое число туристов. Кроме того, мы ожидаем очередного бума на Новый год: уже в октябре порядка 95% номерного фонда вСанкт-Петербурге на период каникул и праздников было раскуплено», - продолжила Инна Шалыто. Она также подчеркнула, что Санкт-Петербург в этом году был отмечен сразу несколькими серьезными наградами: премией World Travel Awards как лучшее туристическое направление Европы и наградой за лучший туристический бренд. Известный портал TripAdviser назвал Санкт-Петербург как город для путешествий №1 в России и включил его в десятку туристических городов Европы и в двадцатку в мире.
«Мы используем возможность пребывания в Санкт-Петербурге туристов без визы в течение 72 часов в том случае, если они прибыли водным путем. Эти туры получаются экономными, их не надо планировать заранее. В прошлом году на выставке в Берлине мы объявили о таком турпродукте, в итоге в этом году на 80% выросло количество туристов из Германии и Австрии», - сообщила Инна Шалыто.
Отдельное серьезное направление работы – развитие делового туризма. Согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года,Санкт-Петербург должен войти в Топ-10 европейских и Топ-20 мировых конгрессных городов. «Выставочный рынок России – это отражение ситуации в экономике. К сожалению, динамика за 2015 год – отрицательная. По многим показателям, таким, как арендованная площадь, количество международных и российских участников, мы видим цифры спада. Если проанализировать крупные проекты с выставочной площадью более 3000 кв.м., то падение по аренде площадей может достигать 20%», - рассказала генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро Санкт-Петербурга Анна Четвергова. Четкой структурированной статистики по конгрессному сектору нет, и это на текущий момент является большой проблемой для города. Конгрессно-выставочное бюро как структура, представляющаяСанкт-Петербург в международной индустрии встреч, предпринимает все усилия для ее решения. В ноябре был проведен опрос среди 37 экспертов из Санкт-Петербурга и Москвы – генеральных директоров крупных выставочных операторов, PCO, DMC. По оценке петербургских компаний, объем рынка деловых встреч России составляет порядка 10-15 млрд. рублей, московские компании говорят о цифре порядка 20 млрд. рублей. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме рынка конгрессно-выставочных услуг России составляет 21-30%, это приблизительно на уровне прошлого года. Таким образом, общая емкость конгрессного рынка Санкт-Петербурга оценивается в пределах 3-3,5 млрд. рублей. Примечательно, что по итогам 2015 года большинство экспертов Санкт-Петербурга говорят о росте рынка конгрессных мероприятий в пределах 2-5%. Число туристов, прибывших в этом году вСанкт-Петербург на деловые мероприятия, составило, по оценкам экспертов, от 70 000 до 100 000 человек.
К факторам развития делового туризма Анна Четвергова отнесла облегчение визового режима, комплексное продвижение Санкт-Петербурга как конгрессно-выставочной дестинации и сбор актуальной статистики, исходя из которой формируются международные рейтинги, в том числе Международной ассоциации конгрессов и конференций. Чем точнее город предоставляет информацию о проводимых мероприятиях, тем выше его место в рейтинге, а, следовательно, и интерес потенциальных организаторов. По итогам 2014 года Санкт-Петербург оказался в рейтинге ICCA на 79 месте с 31 мероприятием и 10812 делегатами. Большой пласт работы Конгрессно-выставочного бюро – привлечение мероприятий через участие в конкурсных процедурах международных профессиональных ассоциаций. За текущий год бюро подало 15 заявок на проведение международных деловых мероприятий в Санкт-Петербурге, сформированных совместно с участниками отрасли, 2 из них оказались победными.
В фокусе внимания – не только профессиональные и бизнес-проекты, но и событийные мероприятия. Так, в 2016 году в городе при поддержке Конгрессно-выставочного бюро пройдет крупнейший международный форум событийных мероприятий EUBEA, в котором примут участие свыше 400 специалистов и потенциальных заказчиков мероприятий. Кроме того, в следующем году в городе дебютирует Фестиваль света, во второй раз состоится Пасхальный фестиваль и другие проекты, направленные на расширение границ туристического сезона.