О планах создания низкобюджетного перевозчика глава «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил во время встречи с президентом Владимиром Путиным.
Правда, при условии принятия ряда лоббируемых крупнейшими авиакомпаниями поправок в защищающие права потребителя нормативные акты. Поскольку никаких ограничений на установление якобы «низких» цен внедрять не планируется, изменения могут ущемить интересы пассажиров и обычных регулярных, и чартерных рейсов, а также привести к монополизации рынка.
По словам Виталия Савельева, снижению цен сейчас мешает несколько законодательных актов. В частности, он предлагает отменить запрет на продажу невозвратных авиабилетов, право на бесплатный провоз багажа и обязанность кормить пассажиров на борту. Для решения проблемы дефицита пилотов «Аэрофлот» просит разрешения привлекать в летные экипажи иностранцев, а для снижения наземных расходов – выделить для базирования новой авиакомпании специальный аэропорт в Подмосковье. В случае выполнения всех этих условий «Аэрофлот» обязался запустить низкобюджетную «дочку» максимум за год.
Популярные во многих европейских странах и в США лоукостеры (low-cost) добиваются снижения цен в первую очередь за счет оптимизации собственных расходов. Например – формируют воздушный флот за счет однотипных самолетов, что позволяет экономить на переподготовке персонала и обслуживании техники, в салонах только один класс и т.д. В то же время очень часто рейсы выполняются в «заштатные» аэропорты (так, Frankfurt-Hahn, в который летает Ryanair, на самом деле находится в 140 км от Франкфурт-на-Майне), в базовую стоимость билета не входит провоз багажа, бортовое питание и даже некоторые обязательные сборы и комиссии. А аннулирование заказа, как правило, ведет к потере всей стоимости билета. Порой пассажиры должны сами печатать посадочные талоны.
В России реализовать такую модель крайне затруднительно – действующее законодательство гарантирует потребителям право вернуть билет за 24 часа до вылета и получить всю уплаченную за перевозку сумму, возможность перевезти не менее 10 кг багажа бесплатно, обязывает авиакомпании кормить пассажиров в полете. Также снижению цен на билеты мешает монополизация рынка аэропортов, высокая даже относительно Европы стоимость обслуживания судов и заправки авиатопливом, ограничения на привлечение пилотов-нерезидентов. В том числе поэтому два отечественных лоукоста (Sky Express и «Авианова») смогли проработать только несколько лет, доказав бесперспективность подобной экономической модели деятельности на российских просторах.
Поэтому надежды «Аэрофлота» на отмену законодательных ограничений вполне логичны. К тому же со следующего года ожидается значительный (до 80 процентов) рост цен на пассажирские железнодорожные перевозки, а потому низкобюджетные перелеты могут оказаться очень даже конкурентоспособными. Особенно на «межстоличном» маршруте (Петербурга – Москва), больших расстояниях, а также там, где нет скоростных поездов. По мнению Владимира Путина, многие пассажиры наверняка бы пользовались дешевыми авиарейсами. «Они стали бы более приемлемыми, доступными по цене для целой группы граждан с небольшими доходами», – заявил президент, в целом положительно оценивая предложение Виталия Савельева.
Один пишем, два в уме
Позицию «Аэрофлота» поддерживает и другой крупнейший перевозчик – авиакомпания «Трансаэро». Директор по корпоративным коммуникациям Сергей Быхал убежден, что препятствиями на пути реализации проекта низкобюджетных перевозок являются не только обязательные бесплатные услуги пассажирам и невозвратные билеты, но и, например, высокие импортные пошлины на сами авиалайнеры. «Все основные слагаемые себестоимости авиабилетов сейчас носят юридически обязательный характер и, когда суммируются, получается цена нижнего класса обслуживания у классической авиакомпании. Устранение этих препятствий является непременным условием реализации модели низкобюджетного перевозчика», – убежден Сергей Быхал.
На самом деле забота авиакомпаний о пассажирах может отразиться на последних только негативно. Ведь никаких юридических критериев лоукоста вводить не предлагается, а потому все нормы по отмене гарантирующих права потребителей норм смогут использовать все перевозчики, в том числе продающие билеты по обычным («дорогим») тарифам. В итоге россиянам придется отдать кругленькую сумму за возможность провезти чемодан, выпить на борту стакан воды или в случае необходимости - вернуть билет. «Российская действительность подсказывает, что все ограничения введут, а низкие тарифы не будут существенно отличаться от имеющихся. Поэтому необходимо, например, ввести их жесткое регулирование», – полагает главный редактор отраслевого журнала «Линия полета» Роман Захаров.
Активность «Аэрофлота», по мнению Романа Захаров, подстегнута желанием Ryanair начать полеты из Ирландии в Россию. «Летая через Финляндию, жители Петербурга в целом уже могли попробовать, что значит низкобюджетная авиация. Да и авиакомпании Эстонии и Латвии фактически являются лоукостерами», - говорит эксперт.
Херр капитан
Предложение Виталия Савельева о привлечении пилотов-нерезидентов связана с дефицитом летных экипажей с российским гражданством. Поэтому тот же «Аэрофлот» вынужден платить командиру воздушного судна до 420 тысяч рублей в месяц, что соразмерно зарплате пилотов авиакомпании Lufthansa. Правда, можно только догадываться, гражданам каких стран будет доверено управление российскими лайнерами (маловероятно, что это будут немцы, финны или шведы). К тому же обязательное владение русским языком для пилотов российских авиалиний никто не отменял.
Также не ясен вопрос и с аэропортами: в Подмосковье лоукостер может использовать, например, аэродромы совместного базирования военной и гражданской авиации «Чкаловский» или находящийся уже в границах столицы «Остафьево». В Петербурге такие аэропорты есть в Пушкине и Левашово, но на создание необходимой инфраструктуры (строительство аэровокзала и пр.) необходимы не только колоссальные средства, но и время. Таким образом, даже если «Аэрофлот» и запустит низкобюджетную дочернюю компанию, в Северной столице она вынуждена будет пользоваться монопольными услугами аэропорта «Пулково», а потому конечная цена вряд ли и окажется низкой.