Российские граждане бросились спасать экономику Испании. Не всю, пожалуй, но ее туризм, играющий далеко не последнюю роль в обеспечении ее финансовой стабильности и сильно пострадавший от кризиса.
Теперь, когда состоятельные граждане нашей страны слетаются на ее пляжи и знаменитые места еще активнее, чем это было раньше, у испанцев, видимо, появляется повод для оптимизма. Манят чудесная погода, приморский песок, история и культура с их музеем Прадо в Мадриде и церковью Святого Семейства Антонио Гауди, что в Барселоне. К примеру, 28-летний школьный учитель Иван Магонов из Перьми уже успел побывать в Барселоне, Валенсии, Толедо и Мадриде. В недельном туре по Испании, помимо Ивана, приняли участие еще 11 российских туристов. Испания оказалась первой западноевропейской страной в туристическом «портфолио» Ивана. Теперь он хочет приехать сюда со своей бабушкой. «Люди очень доброжелательные. А церковь Святого Семейства произвела на меня неизгладимое впечатление. Это какое-то наваждение, от которого у меня голова кругом шла»,- делился он впечатлениями, сидя в фойе отеля «Florida Norte», по соседству с королевским дворцом в Мадриде и подводя итоги своей поездки.
По данным Министерства по туризму, число российских туристов, посетивших Испанию в прошлом году, впервые перевалило миллионную отметку и составило 1.206.227 человек, что на рекордные 39.8 процентов больше по сравнению с показателем 2011 года и в два раза превышает статистику 2010 года. Сами представители туристической индустрии связывают такой скачок с увеличением прямых рейсов из России в Испанию, упрощением визовой процедуры и растущей тягой к зарубежным путешествиям бурно набирающего обороты российского среднего класса. Свою роль сыграла и известная «арабская весна». Египетские, тунисские и прочие повстанцы немало посодействовали тому, чтобы российские туристы отказались от поездки в неспокойные арабские страны, несмотря на всю привлекательную дешевизну такого отдыха. К тому же Испания счастливо пожинает плоды собственной проницательности и грамотно выбранной стратегии, судя по тому, что она была в числе первых, кто стал осуществлять активную агрессию на российском направлении, когда этот рынок только зарождался в 1991 году после распада Советского Союза.
В советскую эпоху практически никто не мог позволить себе поехать заграницу. Когда Россия распахнула свои двери, оказалось, что ее граждане практически не знают, что это такое. Вот тут-то Испания проявила редкую расторопность в борьбе за клиент». Щедрая русская душа Более половины российских туристов, выбирающих Испанию, держат свой путь в Каталонию. Летом, на пике туристического сезона, российская туристическая популяция оказывается самой многочисленной, заполняющей курортные городки этого региона на северо-востоке страны. Натиск настолько мощный, что с ними не могут тягаться даже англичане, вынужденные постепенно сдавать свои позиции. «Кто бы мог подумать еще пару лет назад, что так все будет»,- рассуждает руководитель туристического управления городка Салу Бенет Пресас, которого не может не радовать тот факт, что россияне своей «волной» накрывают (читай, покрывают) дефицит, образовавшийся в прошлом году, когда сюда приехало на редкость мало итальянцев и голландцев. Они же, русские, обеспечили наполняемость отелей в тот самый период, когда сами испанцы вынуждены были отказаться от путешествий в связи с резким (26%) ростом безработицы на фоне экономической рецессии.
Если доля россиян в почти 58-миллионной популяции иностранных туристов, посетивших Испанию в прошлом году, составила всего 2.1 процента, с точки зрения денег, оставленных ими в этой стране, наши граждане оказались впереди планеты всей. В сутки наш турист тратил в среднем 159 евро (214 долларов), что на 47 процентов больше любого другого среднестатистического иностранца с его 108 евро в сутки и уж куда больше 93 евро, которые могли себе позволить британцы – главные поставщики туристического рынка Испании. «Никто не тратит столько, сколько тратят русские. Так что дело не в том, сколько их приедет, а сколько могут заплатить те, кто приедет»,- говорит вице-президент крупнейшего в стране туристического агентства «Exceltur» Хосе Луис Сореда. Россияне, приезжающие отдохнуть на приморские курорты Каталонии, обожают на денек «смотаться» в Барселону, чтобы «закупиться» в самых дорогих магазинах.
По словам 40-летней москвички Екатерины Самойловой, которая работает в одной из столичных фирм, «здесь самые престижные бренды стоят гораздо дешевле и товара больше. Об этом она рассказывает, пока вместе с мужем собирается на фламенко. В этот раз они отдыхают в Мадриде. За время испанских каникул Екатерина уже успела пополнить свой багаж несколькими дамскими сумочками и одеждой. Сегодня на всех туристических направлениях Испании уже никого не удивляют меню и указатели на русском языке, соседствующие с английским. Привычным стал и русскоговорящий персонал отелей: наш язык здесь активно изучают. «Весь наш персонал, независимо от места работы (ресепшн, рестораны, горничные) немного знают русский язык. Без этого нельзя»,- говорит Бруно Лопес, коммерческий директор отеля «Gran Palas» в Ла Пинеде, недалеко от Салу. Сегодня большинство номеров отеля занимают российские туристы. «У нас в стране кризис, поэтому испанцы сидят дома. А тут такой шанс поправить дела благодаря вашим гражданам»,- добавляет он.