Олег Глухов, заместитель капитана «Большого порта Санкт-Петербург»: Сейчас безопасности судоходства на Балтике уделяется самое пристальное внимание. С технической точки зрения это касается постройки судов, оборудования спасательными средствами. Наиболее крупные суда – «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» – имеют собственную эвакуационную систему, это требование было введено сравнительно недавно. Раньше в случае подтопления судна спускались плоты, и пассажирам в спасательных жилетах приходилось прыгать «солдатиком». Понятно, пожилые люди и дети на такое не способны, поэтому на судах оборудовали специальный спасательный рукав, как на самолетах.
Вероятность катастрофы парома во время шторма или в результате утопления, в принципе, есть. Последние случаи в морях показали, что от этого никто не застрахован. Но с технической стороны беду можно предупредить.
К судам предъявляется много специальных требований. Например, выходящие из Петербурга и следующие на Запад проверяют еще и наши эстонские коллеги. Прямо скажем, проявляют к ним повышенное внимание и исследуют их целыми бригадами – пытаются обнаружить хоть какую-то неисправность, которую мы могли упустить. Но еще не было ни одного такого случая.
Возраст судов для безопасности принципиального значения не имеет, главное – чтобы у него был действующий класс и регистр Ллойда.
Судовладелец старого судна, стараясь соответствовать всем требованиям безопасности, несет такие затраты, что ему иногда проще купить новое судно. На Западе так и делают, а у нас эта практика встречается реже, очень высокие процентные ставки в банках. Тем не менее, работа в этом направлении ведется, принят федеральный закон о поддержке судостроения и судоходства.
...Говорят, еще до крупной катастрофы происходит много мелких внештатных ситуаций. Но наша задача – не допустить и их.