Олег Кодола: Туризм и его развиватели

Чёрт. Смешите меня семеро. У нас опять развивают туризм. На этот раз – по проекту петербургского комитета по делам Арктики разработан маршрут «Дорога из Арктики. По следам Петра Великого».

Говорят, с открытием комитета условная линия Полярного круга сама пододвинулась к Петербургу, но это к теме не относится. Воронежу пока повезло, хотя Пётр Алексеевич и там наследил изрядно. Обратимся к интервью разработчиков в «Российской газете» и разложим всё по полочкам. Цитаты жирным курсивом, в кавычках.

1. «На Северо-Западе разработали новый туристический маршрут по следам знаменитой "Осударевой дороги". Он соединит Петербург, Ленинградскую область, Карелию и Поморье.»

Открою секрет: маршрут совсем не новый. Даже, скорее, старый. Знаменитая программа «КВС» уже четверть века выполняет функцию доставки туристов из Москвы и Петербурга  памятникам Карелии и Поморья. Ещё в 2005 году, в рамках Проекта федеральной программы развития туризма и рекреации в Северо-Западном федеральном округе было предложено этот маршрут удлинить на юг и север, включив в него Санкт-Петербург и Архангельск, как начало и конец пресловутой «Государевой дороги». Документ безнадёжно устарел, в нём много умных слов но многое из запланированного уже существует – например, создана федеральная сеть туристско-информационные центров... Дарю ссылку на скачивание оригинального редактируемого документа ФЦП-2005.))

2. Надеюсь, фактические ошибки в публикации допустила не «большая межрегиональная команда - ученые, музейщики, общественники, члены Российского географического общества и многие другие», а непонятливые журналисты. Потому что «Государеву дорогу» проложили не за «20 дней». Она сооружалась с середины июня по середину августа – 60 дней. Об этом писал известнейший исследователь «Государевой дороги», Густав Александрович Богуславский в своей книге «100 очерков о Петербурге», на страницах 12-15. Но нерадивые журналисты (или, всё же, «межрегиональная команда»?) сократили время работ в три раза. Наверное, чтобы круче было.

3. «Исследователи расходятся только в вопросе о том, действительно ли по этой сухопутной дороге волокли большие суда».

Исследователи не расходятся, они уже давно разошлись. Список авторов, обращавших внимание в своих исследованиях на «Государеву дорогу» очень широк. Публикации могут разниться в оценках ширины дороги, осадки судов или типу устройства гати. Тема исследована вдоль и поперёк давно, но, видимо, опять пришла пора доставать скелеты из чуланов – они очень помогают в получении грантов, как любые мощи.

4. «Начальной точкой (или конечной, если двигаться с Севера) станет Петербург. Туристы посетят Соловецкие острова, Петрозаводск, Медвежьегорск, Кемь, Беломорск, Сумский Посад, Повенец, Лодейное поле и другие старинные города и села.»

Двигаться «с Севера» в Петербург туристические потоки никогда не будут, но это ладно. Куда их только не направишь, ради красного словца и привязки хоть-каких то смыслов «Осударевой дороги» к «новому маршруту»... Теперь углубимся в расчёты...

5. «Из северной столицы туристы отправятся в Петрозаводск», а потом в Марциальные воды и палеовулкан Гирвас.

День первый. Самый удобный вариант – ехать на «Ласточке», в 06:32. В 11:50 вы обедаете в Петрозаводске. «Государевой дорогой» здесь и не пахнет, но Петрозаводск – точно один из ярчайших следов деятельности Петра I. Обзорная экскурсия по Петрозаводску с посещением одного музея  и день закончился – вечер, ужин, променад по набережной Онежского озера, ночёвка в гостинице. Разработчики говорят о доставке автобусом, но этот отрезок – удобнее и быстрее на «Ласточке». Включая экскурсионные часы – 8 часов транспорта.

День второй. Марциальные воды и Гирвас. 2 часа в автобусе. Марциальные воды к «Дороге» отношения никакого не имеют, но Пётр I точно здесь был.)) А палеовулкан Гирвас? Его, простите, тоже Пётр? Или Петрозаводск исчерпал свои экскурсионные предложения на «петровскую тему» за один день? Конечно – нет. Просто разработчикам надо двигаться на Север, и пусть упомянутые объекты не имеют отношения к заявленной теме, но... они по пути! Тот самый случай, когда гладко на бумаге...

6. «После этого из Кеми по Белому морю они поплывут на Соловки».

«После этого» – это 323 километра от Гирваса до Кеми. То есть – минимум 5 часов автобуса. Чтобы гарантированно успеть к утреннему теплоходу на Соловки в 08:00 – надо выехать в либо в ночь, либо в 03:00. Так себе отдых.

День третий. 07:00 – завтрак в Кеми, 08:00 – теплоход на Соловки. Учитывая, что разработчики маршрута заявляют о его реализации уже в 2022 году (то есть – вот), рекомендую им в срочном порядке бронировать блоки мест на теплоход, иначе будет поздно. Как и блоки мест в гостиницах. После ночи в автобусе и одного дня на Соловках турист будет загнанной лошадью, которой надо поесть и поспать. Автобус ждёт нас в Кеми. Следовательно, ночёвка должна быть там же. Итого добавили ещё +4 часа теплоходом туда/обратно.

7. «Далее - краеведческий музей в Кеми с обрядом поморской свадьбы. Остановка на Беломоро-Балтийском канале и рассказ о его истории. Сумский Посад - ближайшая точка к селу Нюхча, где начали прокладывать «Осудареву дорогу».

Фантазии хороши. В действительности между Кемью и «остановкой на Беломоро-Балтийском канале» – 120 километров. И будет это так.

День четвертый.  09:00 - завтрак, освобождение номеров в Кеми; 10:00 – экскурсия в Кемский музей (странно, что не упомянут другой известнейший памятник Кеми); 13:00 - обед; 14:00 - выезд в Беломорск... Далее зачем-то заявлен Сумский Посад. К сожалению, кроме воспоминаний о «Государевой дороге» в СумПосаде предложить нечего – со времён Петра I древнейшее поморское село изрядно деградировало... Хорошее описание красот СумПосада здесь. По Кеми, от Кеми до Сумпосада с возвратом в Беломорск. +6 часов автобуса.

День пятый. 09:00 – завтрак (видимо, в Беломорске), освобождение номеров. 10:00 – обзорная экскурсия по Беломорску с посещением Беломоро-Балтийского канала, который частично прошёл по местам «Дороги». Хоть какая-то смысловая зацепка к заявленной теме. Обед. Как в головах разработчиков Петр I связан с музеем Карельского фронта и петроглифами? Загадка.... Вы либо петроглифы оденьте, либо дорогу снимите. Тем более, что вашему туристу-беженцу ещё в Медвежьегорск 219 километров. +6 часов автобуса...

8. «Медвежьегорск с экспонатами, посвященными "Осударевой дороге", и чудесной заонежской вышивкой. Повенец с Петропавловским собором, гидросооружениями Беломоро-Балтийского канала, остатками петровских доменных печей и другими "магнитами".»

День шестой весь уйдёт на беглый осмотр Медвежьегорска и Повенца. Включая завтрак и обед. И, срочно – в Лодейное поле, ведь до него всего 330 километров – +6 часов автобуса. Ночью вы, наконец-то, в кровати.

9. «Лодейное Поле, где рождался флот».

А почему слово «колыбель» в проекте пропущено? Я официальных «колыбелей флота» знаю три: в Воронеже, в Архангельске и, несомненно, в Лодейном поле...

День седьмой. Лодейное поле – городок приятный во всех отношениях. Большое количество памятников и музеев позволит провести качественную экскурсионную программу. Только вот  ничего нового в этом не будет. Посещать Лодейное поле удобнее из Петербурга, а не из Медвежьегорска – и ближе, и маршруты питерскими фирмами давно накатаны, на своих автобусах. До Шлиссельбурга ещё 190 километров и +3 часа автобуса.

10. «И наконец - Шлиссельбург, в прошлом тот самый крепкий Орешек, взятый благодаря «Осударевой дороге».

День восьмой. Завтрак, освобождение номеров, экскурсия в крепость Орешек + обзорная по Шлиссельбургу (для полноты впечатлений) и обратно в Петербург. +3 часа автобуса, учитывая въезд в Петербург.

11. «Сколько дней продлятся такие путешествия, сейчас обсуждается. Но понятно, что за выходные дни все точки маршрута не объехать. На это понадобится не меньше пяти-семи дней.»

Милые вы мои! Рад, что вы осознали невозможность проведения такого тура за выходные. Но даже в оценках «пальцем в небо» вы промазали. Восемь суток при условии, что ваш турист – транспортный мазохист. Ваш «новый уникальный маршрут» должен длиться минимум 172 часа. Из них в транспорте надо провести не менее 43 часов или 25% всего времени поездки. Если предположить, что у туриста будет оставаться по 7 часов на сон (7 ночёвок) - ещё минус 28% времени. Да и поесть надо три раза в день... Даже если вы разрешите вашему спортсмену туристу 45 минут на каждый приём пищи, это отнимет 18 часов или чуть более 10% времени поездки. На осмотр важнейших исторических памятников Северо-Запада России вы оставляете 62 часа, включая экскурсии и самостоятельное вреям туриста. Это не «маршрут», а гонки в лучших традициях конвейерного туризма. Сделать настоящий турпродукт из коротких обрывков давно раскрученных направлений не выйдет. Тем более, что под видом «нового уникального маршрута» с царским соусом подаётся та же морковка, только обглоданная и в профиль. В жизни для осмотра Петрозаводска и его окрестностей требуется минимум два-три-четыре дня; для осмотра Соловков – четыре-пять дней... Правда, если расширять присутствие туриста в отдельных дестинациях, то... при чём здесь «Государева дорога? Общее впечатление от «нового маршрута»... а что вы знаете о туризме?

Фото kodola.livejournal.com

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Апрель 22, 2025 - 19:08

Дорогие друзья и коллеги! В свежем выпуске нашей рассылки будем все вместе отмечать день рождения Будды, любоваться красочным световым шоу, посетим корейский павильон на World Expo 2025, прокатимся на скоростном поезде по новым маршрутам

 

Апрель 22, 2025 - 19:06

Дорогие друзья и коллеги! В свежем выпуске нашей рассылки будем все вместе отмечать день рождения Будды, любоваться красочным световым шоу, посетим корейский павильон на World Expo 2025, прокатимся на скоростном поезде по новым маршрутам

 

Апрель 19, 2025 - 23:35

Санкт-Петербургский городской суд отказал жителям Василеостровского района в исковом заявлении об отмене платных парковок на территории района, следует из материалов суда.

 

Апрель 19, 2025 - 09:53

В России продолжается активное развитие сферы туризма. Правительство создает все больше условий для комфортного и безопасного отдыха.