Олег Кодола: Туризм и его развиватели

Чёрт. Смешите меня семеро. У нас опять развивают туризм. На этот раз – по проекту петербургского комитета по делам Арктики разработан маршрут «Дорога из Арктики. По следам Петра Великого».

Говорят, с открытием комитета условная линия Полярного круга сама пододвинулась к Петербургу, но это к теме не относится. Воронежу пока повезло, хотя Пётр Алексеевич и там наследил изрядно. Обратимся к интервью разработчиков в «Российской газете» и разложим всё по полочкам. Цитаты жирным курсивом, в кавычках.

1. «На Северо-Западе разработали новый туристический маршрут по следам знаменитой "Осударевой дороги". Он соединит Петербург, Ленинградскую область, Карелию и Поморье.»

Открою секрет: маршрут совсем не новый. Даже, скорее, старый. Знаменитая программа «КВС» уже четверть века выполняет функцию доставки туристов из Москвы и Петербурга  памятникам Карелии и Поморья. Ещё в 2005 году, в рамках Проекта федеральной программы развития туризма и рекреации в Северо-Западном федеральном округе было предложено этот маршрут удлинить на юг и север, включив в него Санкт-Петербург и Архангельск, как начало и конец пресловутой «Государевой дороги». Документ безнадёжно устарел, в нём много умных слов но многое из запланированного уже существует – например, создана федеральная сеть туристско-информационные центров... Дарю ссылку на скачивание оригинального редактируемого документа ФЦП-2005.))

2. Надеюсь, фактические ошибки в публикации допустила не «большая межрегиональная команда - ученые, музейщики, общественники, члены Российского географического общества и многие другие», а непонятливые журналисты. Потому что «Государеву дорогу» проложили не за «20 дней». Она сооружалась с середины июня по середину августа – 60 дней. Об этом писал известнейший исследователь «Государевой дороги», Густав Александрович Богуславский в своей книге «100 очерков о Петербурге», на страницах 12-15. Но нерадивые журналисты (или, всё же, «межрегиональная команда»?) сократили время работ в три раза. Наверное, чтобы круче было.

3. «Исследователи расходятся только в вопросе о том, действительно ли по этой сухопутной дороге волокли большие суда».

Исследователи не расходятся, они уже давно разошлись. Список авторов, обращавших внимание в своих исследованиях на «Государеву дорогу» очень широк. Публикации могут разниться в оценках ширины дороги, осадки судов или типу устройства гати. Тема исследована вдоль и поперёк давно, но, видимо, опять пришла пора доставать скелеты из чуланов – они очень помогают в получении грантов, как любые мощи.

4. «Начальной точкой (или конечной, если двигаться с Севера) станет Петербург. Туристы посетят Соловецкие острова, Петрозаводск, Медвежьегорск, Кемь, Беломорск, Сумский Посад, Повенец, Лодейное поле и другие старинные города и села.»

Двигаться «с Севера» в Петербург туристические потоки никогда не будут, но это ладно. Куда их только не направишь, ради красного словца и привязки хоть-каких то смыслов «Осударевой дороги» к «новому маршруту»... Теперь углубимся в расчёты...

5. «Из северной столицы туристы отправятся в Петрозаводск», а потом в Марциальные воды и палеовулкан Гирвас.

День первый. Самый удобный вариант – ехать на «Ласточке», в 06:32. В 11:50 вы обедаете в Петрозаводске. «Государевой дорогой» здесь и не пахнет, но Петрозаводск – точно один из ярчайших следов деятельности Петра I. Обзорная экскурсия по Петрозаводску с посещением одного музея  и день закончился – вечер, ужин, променад по набережной Онежского озера, ночёвка в гостинице. Разработчики говорят о доставке автобусом, но этот отрезок – удобнее и быстрее на «Ласточке». Включая экскурсионные часы – 8 часов транспорта.

День второй. Марциальные воды и Гирвас. 2 часа в автобусе. Марциальные воды к «Дороге» отношения никакого не имеют, но Пётр I точно здесь был.)) А палеовулкан Гирвас? Его, простите, тоже Пётр? Или Петрозаводск исчерпал свои экскурсионные предложения на «петровскую тему» за один день? Конечно – нет. Просто разработчикам надо двигаться на Север, и пусть упомянутые объекты не имеют отношения к заявленной теме, но... они по пути! Тот самый случай, когда гладко на бумаге...

6. «После этого из Кеми по Белому морю они поплывут на Соловки».

«После этого» – это 323 километра от Гирваса до Кеми. То есть – минимум 5 часов автобуса. Чтобы гарантированно успеть к утреннему теплоходу на Соловки в 08:00 – надо выехать в либо в ночь, либо в 03:00. Так себе отдых.

День третий. 07:00 – завтрак в Кеми, 08:00 – теплоход на Соловки. Учитывая, что разработчики маршрута заявляют о его реализации уже в 2022 году (то есть – вот), рекомендую им в срочном порядке бронировать блоки мест на теплоход, иначе будет поздно. Как и блоки мест в гостиницах. После ночи в автобусе и одного дня на Соловках турист будет загнанной лошадью, которой надо поесть и поспать. Автобус ждёт нас в Кеми. Следовательно, ночёвка должна быть там же. Итого добавили ещё +4 часа теплоходом туда/обратно.

7. «Далее - краеведческий музей в Кеми с обрядом поморской свадьбы. Остановка на Беломоро-Балтийском канале и рассказ о его истории. Сумский Посад - ближайшая точка к селу Нюхча, где начали прокладывать «Осудареву дорогу».

Фантазии хороши. В действительности между Кемью и «остановкой на Беломоро-Балтийском канале» – 120 километров. И будет это так.

День четвертый.  09:00 - завтрак, освобождение номеров в Кеми; 10:00 – экскурсия в Кемский музей (странно, что не упомянут другой известнейший памятник Кеми); 13:00 - обед; 14:00 - выезд в Беломорск... Далее зачем-то заявлен Сумский Посад. К сожалению, кроме воспоминаний о «Государевой дороге» в СумПосаде предложить нечего – со времён Петра I древнейшее поморское село изрядно деградировало... Хорошее описание красот СумПосада здесь. По Кеми, от Кеми до Сумпосада с возвратом в Беломорск. +6 часов автобуса.

День пятый. 09:00 – завтрак (видимо, в Беломорске), освобождение номеров. 10:00 – обзорная экскурсия по Беломорску с посещением Беломоро-Балтийского канала, который частично прошёл по местам «Дороги». Хоть какая-то смысловая зацепка к заявленной теме. Обед. Как в головах разработчиков Петр I связан с музеем Карельского фронта и петроглифами? Загадка.... Вы либо петроглифы оденьте, либо дорогу снимите. Тем более, что вашему туристу-беженцу ещё в Медвежьегорск 219 километров. +6 часов автобуса...

8. «Медвежьегорск с экспонатами, посвященными "Осударевой дороге", и чудесной заонежской вышивкой. Повенец с Петропавловским собором, гидросооружениями Беломоро-Балтийского канала, остатками петровских доменных печей и другими "магнитами".»

День шестой весь уйдёт на беглый осмотр Медвежьегорска и Повенца. Включая завтрак и обед. И, срочно – в Лодейное поле, ведь до него всего 330 километров – +6 часов автобуса. Ночью вы, наконец-то, в кровати.

9. «Лодейное Поле, где рождался флот».

А почему слово «колыбель» в проекте пропущено? Я официальных «колыбелей флота» знаю три: в Воронеже, в Архангельске и, несомненно, в Лодейном поле...

День седьмой. Лодейное поле – городок приятный во всех отношениях. Большое количество памятников и музеев позволит провести качественную экскурсионную программу. Только вот  ничего нового в этом не будет. Посещать Лодейное поле удобнее из Петербурга, а не из Медвежьегорска – и ближе, и маршруты питерскими фирмами давно накатаны, на своих автобусах. До Шлиссельбурга ещё 190 километров и +3 часа автобуса.

10. «И наконец - Шлиссельбург, в прошлом тот самый крепкий Орешек, взятый благодаря «Осударевой дороге».

День восьмой. Завтрак, освобождение номеров, экскурсия в крепость Орешек + обзорная по Шлиссельбургу (для полноты впечатлений) и обратно в Петербург. +3 часа автобуса, учитывая въезд в Петербург.

11. «Сколько дней продлятся такие путешествия, сейчас обсуждается. Но понятно, что за выходные дни все точки маршрута не объехать. На это понадобится не меньше пяти-семи дней.»

Милые вы мои! Рад, что вы осознали невозможность проведения такого тура за выходные. Но даже в оценках «пальцем в небо» вы промазали. Восемь суток при условии, что ваш турист – транспортный мазохист. Ваш «новый уникальный маршрут» должен длиться минимум 172 часа. Из них в транспорте надо провести не менее 43 часов или 25% всего времени поездки. Если предположить, что у туриста будет оставаться по 7 часов на сон (7 ночёвок) - ещё минус 28% времени. Да и поесть надо три раза в день... Даже если вы разрешите вашему спортсмену туристу 45 минут на каждый приём пищи, это отнимет 18 часов или чуть более 10% времени поездки. На осмотр важнейших исторических памятников Северо-Запада России вы оставляете 62 часа, включая экскурсии и самостоятельное вреям туриста. Это не «маршрут», а гонки в лучших традициях конвейерного туризма. Сделать настоящий турпродукт из коротких обрывков давно раскрученных направлений не выйдет. Тем более, что под видом «нового уникального маршрута» с царским соусом подаётся та же морковка, только обглоданная и в профиль. В жизни для осмотра Петрозаводска и его окрестностей требуется минимум два-три-четыре дня; для осмотра Соловков – четыре-пять дней... Правда, если расширять присутствие туриста в отдельных дестинациях, то... при чём здесь «Государева дорога? Общее впечатление от «нового маршрута»... а что вы знаете о туризме?

Фото kodola.livejournal.com

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Апрель 19, 2024 - 10:12

Почти половина россиян останутся дома на майские праздники и будут работать, причем каждый шестой будет трудиться все выходные, выяснила Группа Ренессанс страхование (MOEX: RENI), опросив свыше полутора тысяч человек по всей стране.

 

Апрель 18, 2024 - 03:45

Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия) отмечается 18 апреля.

 

Апрель 12, 2024 - 16:53

«Россия» (Группа Аэрофлот) вошла в рейтинг «50 легендарных брендов». Ежегодный конкурс проводится издательским домом «Комсомольская правда» среди читателей.

 

Апрель 9, 2024 - 09:57

Президент РФ Владимир Путин поручил определить приоритетные территории для строительства и развития туризма в Петербурге и Ленобласти, в том числе с учетом создания круглогодичного курорта "Горская", а также утвердить схему развития общественного транспорта, уточнив нормативы обеспечения парковками.