За первое полугодие количество ночевок, проведенных российскими туристами в Норвегии, сократилось на 35% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года.
«В 2014 году количество ночевок тоже снизилось, но на 14%. Тогда Норвегия меньше пострадала от кризиса на российском рынке, чем другие скандинавские направления», – сообщила директор Совета по туризму Норвегии в России Ольга Филиппенко. Например, на горнолыжном курорте Трюсиль за время январских праздников был отмечен даже рост числа россиян – на 40% по сравнению с тем же месяцем 2013 года.
По данным опроса туристов, проведенного в Норвегии в минувшем году, более 80% граждан России приезжают в страну с целью отдыха на природе. На втором месте по популярности – осмотр природных достопримечательностей (76%), знакомство с местной кухней (69%) и историей (50%). «При этом более трети опрошенных туристов уже побывали в Норвегии не один раз», – уточнила г-жа Филиппенко. Около 40% туристов из России приезжают в королевство самостоятельно, порядка 30% обращаются в туристические компании.
«В ситуации с растущим курсом евро мы делаем ставку именно на работу с туроператорами, потому что только они могут предложить тур в Норвегию по оптимальной стоимости и срокам», – уверена Ольга Филиппенко. По этой же причине Совет по туризму уже в 12-й раз организует рабочие встречи с представителями российской туриндустрии. В нынешнем воркшопе приняли участие 15 норвежских компаний – чуть меньше, чем годом ранее. В том числе были четыре рыболовные базы, впервые приехавшие в Москву. Участники представили свои программы, включая новинки сезона, рассказали, как собираются привлекать российских туристов, провели индивидуальные встречи с партнерами.
Сейчас в Норвегии разработано 18 основных туристических маршрутов по самым красивым местам с бесплатными смотровыми площадками в ключевых точках. По статистике более всего россияне ценят местную трофейную рыбалку, а также фьорды, природу и горные лыжи. Однако все чаще они приезжают не только в регион фьордов, но и в Северную Норвегию. Помимо этого у туристов востребованы активные виды отдыха и спорта: пешие прогулки, велосипеды, байдарки, каяки, восхождение к ледникам. Популярности набирает и любование северным сиянием.
По словам Ольги Филиппенко, россияне, в отличие от туристов из многих других государств, проявляют искренний интерес и к культурно-историческому наследию страны. В Санкт-Петербурге шестой год подряд Совет по туризму проводит в конце мая фестиваль «Легенды норвежских викингов». «Этот год стал выдающимся по количеству гостей мероприятия, за три дня его посетили свыше 50 тысяч человек», – поделилась г-жа Филиппенко.
В ближайшее время национальный Совет по туризму запускает кампанию по продвижению зимнего сезона и горнолыжных курортов страны: «Рекламный бюджет уже выделен, надеемся, что туристы поедут. Норвежцы очень хотят помочь турбизнесу России». В ближайших планах также сотрудничество с паромными компаниями St.Peter Line и Tallink Silja Line, с которыми предполагается сформировать совместные программы. «В этом году постараемся провести ознакомительный тур по Норвегии для операторов из разных российских городов. Нам важно привлечь не только столичных, но и региональных игроков», – подчеркнула г-жа Филиппенко.
Как рассказала RATA-news руководитель скандинавского отдела компании DSBW Tours Ирина Паленова, Норвегия за лето показала спад в среднем 50%: «Страна предлагает довольно дорогой продукт, а на рынке сейчас наблюдается переориентация на экономичные туры». Зимние месяцы, по ее словам, бронируют с опаской, экономят на дополнительных опциях, например, отказываются от экскурсий. Упала и глубина продаж. «У многих россиян есть шенгенские мультивизы, они едут в Норвегию самостоятельно, а к нам если и приходят, то в последний момент», – уточнила она.
Эта тенденция прослеживается и в сегменте горнолыжных туров: обычно их продажи стартовали с конца лета, но на сегодняшний день количество заявок на 60% отстает от показателя аналогичного периода минувшего года. Впрочем, как надеется г-жа Паленова, ближе к холодам горнолыжники активизируются. К примеру, постоянные клиенты, несмотря на кризис, стараются заранее бронировать коттеджи, «ведь Новый год никто не отменял, а позже такой востребованный вид размещения можно и не найти».
Руководитель направления Северная Европа и Финляндия компании PAC Group Елена Харькова сообщила, что объем норвежских продаж в летнем сезоне снизился незначительно, особенно по сравнению со всем европейским рынком. Однако она отмечает заметное падение спроса на автобусные туры в Норвегию из Санкт-Петербурга. В то же время примерно на уровне 2014 года сохраняются продажи индивидуальных пакетов с перелетом. «Новогодние и горнолыжные туры бронировать уже начинают, но мы ожидаем активизации клиентов не ранее октября-ноября, как это было и в прошлом году», – добавила она.
По оценкам начальника отдела бронирования Скандинавии компании «Туртранс-Вояж» Натальи Матюшонок, продажи экскурсионных автобусных туров в Норвегию сократились на 30-40% относительно показателей предыдущего года.