Онлайн-кассы: переходить и не бояться

С 1 июля 2017 года в России вступает в силу новый порядок использования контрольно-кассовой техники. Информация об операциях с каждой кассы должна будет в онлайн-режиме через операторов фискальных данных передаваться в ФНС.

О том, что делать, кто виноват и куда вообще бежать находящемуся в легкой панике бизнесу БУХ.1С рассказал начальник Управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин.

Как говорится, уж полночь близится, а Германа все нет. Сегодня предпринимателей больше всего волнует то, что 1 июля близится, а онлайн-касс у многих нет – физически не успели обзавестись. Андрей Владимирович, давайте успокоим их, чем можно. Ну, если можно.

Да, в последние месяцы ситуация на рынке ККТ была не очень здоровой. До некоторого времени фискальные накопители выпускались только одним производителем в недостаточном объеме, что вызвало и рост цен, и недобросовестную конкуренцию со стороны ЦТО, которые подталкивали клиентов заключать с ними договор еще на год.

Но регулятор уже четко высказал свое мнение по этому вопросу. Минфин выпустил письмо от 30 мая 2017 г. №03-01-15/33121, в котором говорится, что организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от административной ответственности за неприменение онлайн-ККТ с 1 июля, если докажут, что приняли все меры по соблюдению законодательства.

Доказательством может служить, например, заключенный пользователем договор поставки фискального накопителя. Получается, что вы какое-то время работаете вне правового поля, но вины вашей нет в том, что техника не была поставлена или модернизирована в срок.

Мы очень тщательно донесли эту позицию Минфина до территориальных налоговых органов. Единственное, тянуть со сроками не надо. Рынок показывает, что двух месяцев вполне достаточно, то есть к сентябрю надо уже всем иметь онлайн-ККТ.

Краткая справка

1. Сегодня в России уже 10 операторов фискальных данных, и их количество будет расти.

2. Реестр ККТ на сайте ФНС насчитывает 80 моделей более двадцати производителей. Некоторые модели – специализированные, только для автоматических устройств или только для расчетов в интернете.

3. В реестр ФН внесены 4 модели фискальных накопителей трех разных производителей.
Есть ли в новом порядке какие-то ощутимые плюсы для бизнеса, которые можно выразить в цифрах?

Ну, начнем с легкости регистрации онлайн-кассы. Сегодня через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС ведется юридически значимое взаимодействие (обмен документами), в том числе регистрационные действия с ККТ. Поставить на учет, снять с учета можно за 15 минут, и никуда ходить уже не надо.

Существенную экономию влечет за собой увеличение срока службы фискального накопителя – с года до трех лет. Кроме того, исчезает бремя обязательного договора с ЦТО.
Есть какие-то ограничения, кто какой фискальный накопитель может использовать?

В реестр внесены фискальные накопители со сроками действия в 13 и 36 месяцев. Если кратко, то любой участник коммерческого оборота может использовать любой накопитель. В законе оговаривается, что предприятия на УСН, ЕНВД и ПСН должны использовать накопитель на 36 месяцев, но исключения делаются в случае временного или сезонного характера работы - эти могут использовать накопитель на 13. А уж какой характер работы у налогоплательщика, и как определять «временность» формально не регламентировано, и соответственно может определяться налогоплательщиком самостоятельно.
А налоговые вычеты на приобретение онлайн-ККТ все таки будут?

Планируется установить такие вычеты для тех категорий налогоплательщиков, чья обязанность применять онлайн-кассы наступает с июля 2018 года (то есть тех, кто раньше вообще не обязан был применять ККТ). Законопроект уже прошел первое чтение. Большинство остальных категорий налогоплательщиков могут просто зачесть покупку кассы в расходы.
Как изменится административная ответственность при новом порядке?

В первую очередь надо подчеркнуть автоматизированный характер нового контроля. Раньше расчеты хранились в памяти кассового аппарата и раз в год передавались в налоговую на физическом носителе. Налоговые органы, соответственно, вынуждены были проверять по принципу «все подряд». Теперь каждый расчет в момент совершения будет передаваться на сервер ФНС. Это делает незаконные манипуляции с выручкой бессмысленными.

Сейчас система АСК НДС-2 очень хорошо организует автоматизированный контроль за правильностью и полнотой отражения НДС. По отношению к онлайн-кассам также будут использоваться алгоритмы, определяющие отклонения и прямые нарушения.

Кроме того, нужно напомнить об увеличении срока давности административной ответственности с 2 месяцев до 1 года с момента совершения правонарушения. Кстати, к ответственности теперь могут привлекаться не только пользователи ККТ, но и операторы фискальных данных, производители ККТ, экспертные организации. В связи с этим расширился состав ст.14.5. КоАП, в ней теперь 14 частей.

Что касается освобождения пользователя от ответственности, то здесь действуют два ключевых правила. Во-первых, нужно самостоятельно заявить о нарушении (до того, как информация о нем появится у налоговых органов). Во-вторых, исправить его. Должны были, к примеру, выдать чек, но не выдали, сбой какой-то произошел. Отправили сообщение в налоговый орган и выбиваете чек коррекции, где отражаете сумму расчета. Все, вас к ответственности привлечь не могут.
Ситуация, когда интернет дает сбой и отправить чек невозможно, пожалуй, волнует предпринимателей сильнее всего.

На самом деле волноваться не стоит. Система работает так: каждый раз, когда вы выбиваете какой-то чек, касса записывает его в фискальный накопитель, где он подписывается специальной цифровой подписью и ставится на отправку оператору фискальных данных. И пока этот чек не уйдет, новый чек к ОФД отправлен быть не может. Как касса «понимает», что документ ушел? Она получает особый фискальный электронный документ - подтверждение оператора.

Если нет связи, документ не отправляется, но вы при этом работаете, открываете и закрываете смену, то любой из аппаратов, представленных в реестре ФНС, вне зависимости от производителя, будет вам сообщать, что имеются неотправленные документы. На 27-й день касса вам скажет - знаете, я вот еще три дня посообщаю, что у вас там несколько тысяч чеков неотправленных, а потом перестану формировать кассовые документы. Наступит блокировка кассы до тех пор, пока вы не отправите всё накопившееся. И лучше обратить на это обстоятельство особое внимание продавцов-кассиров.
Может быть, отправлять документы раз в месяц? Ну, не у всех же хороший интернет.

Нет. Вышесказанное не означает, что всегда можно «тянуть» 30 дней. В законе есть прямой императив – фискальный документ должен быть отправлен в момент совершения расчета. Накапливать чеки крайне не рекомендуется, это вызовет абсолютно резонные претензии налоговых органов.
А что с реквизитами чека? Их стало заметно больше.

Да, реквизитов чека стало заметно больше, но пугаться не надо. Не все они применяются одновременно. Многие из них предназначены для вполне определенных случаев. Кроме того, большая часть реквизитов так и останется в электронной форме, будет автоматически формироваться кассой.

Зачем это все нужно? У нас есть форматы фискальных документов, утвержденные приказом ФНС России от 21.03.2017 №ММВ-7-20/229@. Это ни что иное, как конструктор реквизитов, с помощью которого можно описать практически любую ситуацию купли-продажи. Форматов фискальных данных насчитывается три. Нынешний, под условным обозначением 1.0, который действует до 1 января 2019 года - практически не отличается от того, к чему мы все привыкли.

Форматы 1.05 и 1.1 – перспективнее, но переход на них в ближайший год не обязателен. Они включают в себя более широкий набор обязательных реквизитов, отражают более широкий круг рыночных операций. Естественно, в любом случае реквизиты не будут вручную выбираться кассиром, это автоматизируется программным обеспечением кассовой техники и учетных систем.

Кстати, и сегодня тем, кто использует в своей деятельности несколько систем налогообложения, не нужно под каждую систему заводить отдельный кассовый аппарат или вести посекционный учет. Надо только перед созданием чека указывать, по какой системе он создается.
Когда оплата товара со стороны физического лица происходит дистанционно – то ли наложенным платежом через Почту России, то ли, к примеру, при оплате на Яндекс.Маркете – на кого из участников процесса ложится обязанность передать в ФНС электронный чек?

Применять кассу должен либо продавец, либо его представитель - агент. Продавец может поручить контрагенту (той же Почте России) произвести расчеты с покупателем от его имени - и тогда онлайн-касса применяется в этом звене. В дальнейшем перечисление накопленных денег происходит одной суммой между юридическими лицами и там кассу применять уже не надо. Если платеж проходит через платежную систему, которая не знает ничего о сути сделки, а просто переводит деньги, то тогда обязанность отразить расчет в своей кассе будет у продавца.
В какой момент при удаленной оплате нужно выбивать чек?

Это определяется договорными отношениями, офертой. Главное, чтобы продавец и покупатель понимали эти вещи одинаково, иначе возможны жалобы.
Вопрос, очень волнующий читателей БУХ.1С. Когда формируется кассовый чек, если частичная оплата товара, его отгрузка и окончательный расчет были произведены в разные даты?

В целях правильного исчисления налогов и обеспечения установленного порядка оборота товаров необходимо формировать кассовый чек на дату отгрузки, даже если сумма оплаты равна нулю. Причем, речь идет как о ситуации, когда в момент отгрузки производится зачет аванса, так и о ситуации, когда предполагается оплата в дальнейшем.

Для таких случаев форматом фискальных данных, утвержденных приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@, установлены соответствующие значения признака способа расчета. Например, это могут быть "Частичная оплата предмета расчета в момент его передачи с последующей оплатой в кредит" или "Передача предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит".
ФНС уже ежедневно получает десятки миллионов онлайн-чеков, а будет получать еще больше. Вы уверены, что автоматизированная система контроля справится со всеми мелочами и не завалит пользователей, например, по ошибке, немотивированными взысканиями?

Сегодня небольшая часть онлайн-касс передают данные, не проходящие хотя бы один из формат-логических контролей. Иногда некорректно заполнены обязательные реквизиты, иногда стоимость товаров расходится с итоговым значением. Основной приоритет налоговых органов в настоящее смещен на сопровождение процессов перехода на новый порядок, а не на массовые контрольные мероприятия.

Понятно, что нужно время чтобы уложить в электронную форму все особенности – бонусы, скидки, наценки, какие-то промоакции, а налоговым органам чтобы отладить механизмы автоматизированного контроля. Смещение акцента на контрольную работу будет происходить не ранее чем полностью завершится процесс перехода на новый порядок.

Естественно контрольные мероприятия будут в первую очередь направлены на самых злостных нарушителей. Но в любом случае сначала будем просить привести в соответствие, исправить ошибки. Привлекать сразу по этому пункту не будем, сначала будет предупреждение.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Апрель 20, 2024 - 13:42

Курортный сбор действует в Петербурге уже две недели, но депутаты Законодательного собрания не прекращают его обсуждать и дорабатывать.

 

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.