Сетевые продажи авиабилетов в России в последние годы растут взрывоообразно. К 2013 году объем этого рынка достиг $3 млрд. Но зарабатывать на онлайн-агентствам становится все сложнее, так как конкуренция растет, а комиссионные продавцам авиакомпании сокращают.
Об этих и других проблемах и тенденциях рынка рассказали журналистам на прошлой неделе глава компании «Випсервис» Дмитрий Горин и генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix.ru, входящего в состав холдинга, Александр Сизинцев. «По данным Транспортной клиринговой палаты, объем продаж авиабилетов в онлайне составляет в России около трех миллиардов долларов в год. Рынок растет взрывообразно, но в ближайшее время, по оценкам экспертов, этот рост замедлится, так как основная масса клиентов уже пришла в онлайн», – рассказал г-н Сизинцев. По его словам, высокая конкуренция в этом сегменте уже привела к тому, что порог входа на рынок стал очень высоким. При этом маржинальность агентств постоянно снижается, так как новые игроки демпингуют, чтобы привлечь клиентов, а остальные вынуждены следовать за ними.
Кроме того, для привлечения клиентов агентства подключают возможность бронировать сопутствующие услуги – отели, билеты на «Аэроэкспресс», экскурсии, страховки. Но все же у Biletix, по прогнозам на 2013 год, доля этих услуг в структуре продаж не превысит 10%. Помимо конкуренции, к снижению прибылей ведет и политика авиакомпаний, постоянно снижающих комиссии с традиционных 7-9% до 5-3%, а то и вовсе их отменяют. В частности, недавно полностью отменила комиссию авиакомпания UTair. «Эта проблема, конечно, затронет и оффлайновые билетные агентства, не только OTA (online travel agency). Их число неизбежно будет сокращаться», – заметил Дмитрий Горин. По данным той же ТКП, из общего объема онлайн-продаж билетов 40% приходится на сетевые агентства и 60% – на продажи через сайты самих авиакомпаний. При этом лидирует в России по онлайн-продажам «Сибирь», которая продает на своем сайте до 30% билетов. У «Аэрофлота» этот показатель достигает 25%. А, скажем, у авиакомпании Lufhansa – 45%, правда, не в России, а в Европе.
«Мы планируем в 2013 году войти в тройку лидирующих российских OTA. Сегодня лидер рынка – Onetwotrip, продающий в месяц до 120 тысяч билетов. За ним идет Anywayanyday с показателем в 80-90 тысяч билетов и Ozon (70 тысяч). Планируемый объем Biletix на 2013 год – 95 тысяч билетов, что позволит нам изменить расклад сил на рынке», – рассказал Александр Сизинцев. Правда, он подчеркнул, что достичь такого объем продаж предполагается вместе со вторым ресурсом по бронированию билетов в сети, принадлежащим «Випсервису» и рассчитанным на турагентства, – «Портбилет.ру».
Напомним, что в прошлом году Biletix.ru начал продавать билеты на чартерные рейсы. «Сейчас в системе представлены билеты 33 туроператоров. Им эта услуга выгодна, так как позволяет продавать билеты, которые в другом случае могли сгореть. Причем продаем мы их не по самой дешевой цене. Один туроператор сказал нам, что мы ему сэкономили на билетах за январь-февраль 170 тысяч евро», – добавил Сизинцев. По его словам, объем продаж чартерных билетов в 2013 году, по прогнозам, вырастет на 92%, хотя пока, в сравнении с общим объемом продаж, он невелик. В среднем, в 2012 году продавалось 437 билетов в месяц. В то же время, если средний чек при покупке билетов на регулярный рейс составляет 15 тысяч рублей, то у чартерных – почти 30 тысяч.